Кармен Роман Лазаревич

КАРМЕН Роман Лазаревич [16(29).11.1906, Одесса - 28.4.1978, Москва], российский режиссёр, сценарист, оператор документального кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1959), народный артист СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1976). В 1932 окончил операторское отделение Государственного института кинематографии в Москве. С начала 1920-х годов фотокорреспондент газеты «Вечерняя Москва», журналов «30 дней», «Огонёк» и др. С конца 1920-х годов в документальном кино. В выпусках «Союзкиножурнала» 1932-35 оперативный кинорепортаж Кармена обрёл эмоционально-психологические черты, трансформируясь в портретный очерк благодаря точности наблюдений и монтажа (сюжеты «Дома», «Отчёт Анны Масоновой», «Очерк о стахановце Иване Гудове», «Негр Робинсон - депутат Моссовета» и др.). В 1936 уехал в Испанию (снимал кино, сражаясь в рядах интербригад), затем в Китай. Материалы поездок легли в основу киножурналов о событиях в Испании (20 выпусков, 1936-37) и «Китай в борьбе» (3 выпуска, 1938), а также фильмов «Испания» (режиссер Э. И. Шуб), «В особом районе Китая» (режиссер М. Я. Слуцкий), оба - 1939, «В Китае» (1941, режиссёр, оператор и автор текста Кармен) и др. Совместно со Слуцким руководил съёмкой и монтажом крупных, организационно и технически сложных документальных лент «Седовцы» (1939) и «День нового мира» (1940; Государственная премия СССР, 1942). В годы Великой Отечественной войны был фронтовым кинооператором, собрал уникальный документальный материал для киножурналов и фильмов: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942, режиссёры Л. В. Варламов и И. П. Копалин, в зарубежном прокате - «Москва даёт отпор»), «Ленинград в борьбе» (1942, режиссёры К., Н. Г. Комаревцев, В. М. Соловцов, Е. Ю. Учитель), «От Вислы до Одера» (1945, режиссёр В. Н. Беляев), «Берлин» (1945, режиссёр Ю. Я. Райзман) и др. Создал монументальный фильм «Суд народов» (1947, совместно с Е. И. Свиловой; Государственная премия СССР, 1947), в том числе на основе собственных кинонаблюдений во время Нюрнбергского процесса. После Великой Отечественной войны политическая конъюнктура отразилась в ряде фильмов Кармена о союзных республиках, но искреннее внимание к простому человеку и его труду выделяет его фильм «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953). Романтичный и героический пафос пронизывал творчество Кармена в послевоенные десятилетия, география его съёмок включала основные горячие точки мира: «Пылающий остров» (1961), «Гренада, Гренада, Гренада моя...» (1967, совместно с К. М. Симоновым), «Пылающий континент» (1973), «Сердце Корвалана» (1975, премия Международного  кинофестиваля в Оберхаузене). В лучших фильмах Кармена отечественная и мировая история осмыслена на основе личного опыта соучастника многих значимых событий. Вернулся к теме Великой Отечественной войны в фильме «Великая Отечественная» (2 серии, 1965), также руководил первым советско-американским документальным проектом «Великая Отечественная» (1979, 20 фильмов; Кармен  - режиссёр фильмов «22 июня 1941» и «Неизвестный солдат»). Автор публицистических и историко-теоретических статей о документальном кино. С 1960 преподавал во ВГИКе (вёл мастерскую режиссёров-документалистов), профессор (с 1970). Ленинская премия (1960), Государственная премия СССР (1952, 1975). Награждён 2 орденами Ленина.

Реклама

Соч.: Год в Китае: Записки киножурналиста. М., 1941; Автомобиль пересекает пустыню: Записки кинооператора. М., 1954; Свет в джунглях: Заметки кинооператора. М., 1957; Вьетнам сражается: Записки советского кинооператора. М., 1958; По Индии. М., 1960; По странам трех континентов. М., 1962; О времени и о себе. М., 1969; Но пасаран! М., 1972; Отель «Флорида». М., 1976.

Лит.: Р. Кармен в воспоминаниях современников. М., 1983; Barberis Р., Chapuis D. R. Karmen: une légende rouge. Р., 2002.

Л. Ю. Малькова.