Карпаччо Витторе

Карпаччо КАРПАЧЧО (Carpaccio; также встречаются написания Carpathius, Carpatio, Scarpaza, Scharpaza и др.) Витторе (около 1465, Венеция - между октябрем 1525 и июнем 1526, там же), итальянский живописец, представитель венецианской школы. Из семьи моряков и кораблестроителей. Возможно, посетил Рим, Далмацию и Ближний Восток. Испытал влияние живописных новаций Антонелло да Мессины, исторических композиций Джентиле Беллини (смотри Беллини) и повествовательных живописных циклов художников феррарской школы, особенно Франческо дель Коссы. Получил известность благодаря многочисленным заказам церковных общин и религиозных братств (скуол), игравших большую роль в общественной жизни Венеции. К наиболее известным из его живописных циклов относятся: «История святой Урсулы» (1490-96) для одноимённой скуолы, «История Христа, святых Иеронима, Георгия, Трифона и блаженного Августина» (1502-1507) для Скуолы-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, «История Марии» (1504) для Скуолы-дельи-Альбанези и «История святого Стефана» (1511-20) для Скуолы-деи-Ланьери. Стремясь к событийной достоверности и занимательности живописного рассказа, Карпаччо насыщал свои изображения легенд выразительными подробностями, большое внимание уделял пейзажным видам и архитектурным мотивам («Сон святой Урсулы», Галерея Академии, Венеция; «Смерть святого Иеронима» и «Видение блаженного Августина», Скуола-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони; «Проповедь святого Стефана», Лувр, Париж). Придавая персонажам портретное сходство с современниками, вводя современные костюмы и изображая реальную архитектурную среду, заставлял воспринимать религиозные легенды как живое событие повседневной жизни Венеции. Его живописной манере присущи тонкая поэтичность, мастерское владение перспективой, передача световоздушной среды. Картины «Куртизанки» (Музей Коррер, Венеция), «Охота на морских птиц в лагуне» (1490-95, Музей П. Гетти, Лос-Анджелес), «Молодой рыцарь» (1510, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид) стоят у истоков бытового жанра. В конце жизни под влиянием искусства классического Возрождения, живописных алтарей Джованни Беллини и скульптурных произведений семьи Ломбардо вышел за рамки декоративной повествовательности, создавая величественные алтарные картины («Принесение во храм», 1510, Галерея Академии, Венеция). Отец художников Пьетро и Бенедетто Карпаччо.

Реклама

Лит.: Fiocco G. V. Carpaccio. Р., 1931; Pignatti Т. Carpaccio. 2 éd. Gen., 1958; Смирнова И. А. Карпаччо. М., 1982; Zampetti Р. V. Carpaccio. Venezia, 1986; Sgarbi V. Carpaccio. N. Y.; L., 1994; Валькановер Ф. Карпаччо. М., 1996.

В. Д. Дажина.