Карраччи

КАРРАЧЧИ (Carracci), итальянские живописцы, братья. Представители болонской школы и переходного от Возрождения к барокко стиля; стояли у истоков академизма в европейской живописи 17 века.

Карраччи Лодовико (крещён 19.4.1555, Болонья - 13 или 14.11.1619, там же), старший из братьев, глава (совместно с Агостино Карраччи) семейной мастерской, один из инициаторов создания в Болонье «Академии вступивших на правильный путь» («Асcademia degli Incamminati»; около 1582-1585). Учился в Болонье (около 1575-80) у представителей маньеризма П. Фонтаны, Д. Пассиньяно и К. Прокаччини. Большое влияние на формирование художественного языка Лодовико оказали монументальная живопись и алтарные картины Корреджо и П. Веронезе, изысканный колорит живописи и графика Ф. Пармиджанино. Прославился алтарными картинами, в которых эмоциональная выразительность и нежная чувственность образов сочетаются с историзмом деталей, а яркий декоративный колорит - с точностью рисунка и драматическими контрастами света и тени («Благовещение», около 1584; «Обращение Савла», 1587-88; «Мадонна Барджеллини», 1588; «Проповедь Иоанна Крестителя», около 1592; «Преображение», около 1595-97, все - Национальная пинакотека, Болонья). К совместным работам Лодовико и его братьев относятся росписи Палаццо Фава (1583-84) и Палаццо Маньяни-Салем (1592) в Болонье.

Реклама

Агостино (15.8.1557, Болонья - 22.3. 1602, Парма), двоюродный брат Лодовико, один из организаторов и теоретиков «Академии вступивших на правильный путь». Учился в мастерской золотых дел мастера, у художников Б. Пассеротти, П. Фонтаны, у гравёра Д. Тибальди. Совместно с Лодовико возглавлял семейную мастерскую до отъезда в Рим в 1595 году. Сыграл важную роль в формировании академической системы профессионального образования, основу которого составляли рисование с натуры, исторический ретроспективизм, эклектическое подражание античности и достижениям ведущих мастеров Возрождения, особенно Корреджо, Рафаэля и Микеланджело. Автор алтарных картин и монументальных росписей, в которых чёткая выверенность композиции и совершенство рисунка, выявляющие объёмно-пространственную структуру, сочетаются со сдержанным, построенным на сближенных холодных тонах колоритом («Причастие св. Иеронима»; «Вознесение Богоматери», обе - 1590-е годы, Национальная пинакотека, Болонья). Совместно с Аннибале Карраччи принимал участие в росписи парадной галереи в Палаццо Фарнезе (1598-1599) в Риме, расписал Палаццо дель-Джардино (1600-02) в Парме.

Карраччи Аннибале (крещён 3.11.1560, Болонья - 15.7.1609, Рим), младший брат Агостино, двоюродный брат и ученик Лодовико, наиболее талантливый и известный из братьев Карраччи. Испытал влияние Корреджо и Ф. Пармиджанино, римских произведений Рафаэля и Микеланджело. Начинал работать в Болонье, выполняя заказы совместно с братьями. С 1595 жил в Риме, где вместе с Агостино расписывал парадную галерею Палаццо Фарнезе (1598-1604), работу над которой завершал самостоятельно после отъезда Агостино в Парму. В росписях галереи (темы которых восходят к интерпретации «Метаморфоз» Овидия, предложенной кардиналом Агукки, покровителем братьев Карраччи) впервые были продемонстрированы возможности нового декоративного стиля, в котором внимательное изучение античности и достижений римской ренессансной монументальной живописи, особенно Рафаэля и его школы, сочетается с барочной изощрённостью в использовании иллюзионистических приёмов, разнообразием ракурсов и смелостью пространственных решений. Единство ансамбля росписи достигается за счёт продуманной композиции и точного структурного рисунка, прозрачного лёгкого колорита. Искусство Аннибале сыграло важную роль в сложении языка религиозной живописи барокко, основанной на требованиях достоверности, возвышенности и историзма, предъявляемых контрреформационной Церковью к искусству («Вознесение Марии», 1592, Национальная пинакотека, Болонья). Он оказал влияние на формирование исторического и мифологического («Туалет Венеры», 1598-1599, Национальная пинакотека, Болонья; «Венера и Адонис», около 1595, Художественно-исторический музей, Вена) жанров. Является создателем идеального классицистического пейзажа, в котором натурные наблюдения подвергаются коррекции в соответствии с идеальными представлениями о красоте, величии и гармонии («Бегство в Египет», 1603-04, галерея Дориа-Памфили, Рим). Выразительные простонародные сценки и гротескные зарисовки Аннибале, возникшие под влиянием работавших в Риме фламандских мастеров, отражают общее для барокко стремление к точности в передаче натуры («Едок чечевицы», 1590-е годы, галерея Колонна, Рим; автопортрет, 1590-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Блестящий рисовальщик и мастер карикатуры.

Лит.: Foratti А. I Carracci nella teoria е nella pratica. Citta del Castello, 1913; Mostra dei Carracci; Catalogo critico. 3 ed. Bologna, 1958; Martin J. R. The Farnese gallery. Princeton, 1965; Ottani А. Gli affreschi Carracci in Palazzo Fava. Bologna, 1966; Posner D. А. Carracci. А study in the reform of Italian painting around 1590. L., 1971; Malfarina G. L’opera completa di А. Carracci. Mil., 1976; La scuola dei Carracci. Modena, 1994-1995. [Vol. 1-2]; Dempsey С. А. Carracci and the beginnings of baroque style. 2 ed. Fiesole, 2000.                 

В. Д. Дажина.