Карсавин Лев Платонович

Карсавин Лев ПлатоновичКАРСАВИН Лев Платонович [30.11(12.12).1882, Санкт-Петербург - 20.7.1952, концлагерь Абезь, Коми АССР], российский историк-медиевист, философ и богослов. Родился в семье известного танцовщика и балетмейстера Мариинского театра П. К. Карсавина; брат Т. П. Карсавиной, внучатый племянник А. С. Хомякова.

Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1906), ученик И. М. Гревса.

В 1910-12 работал в библиотеках и архивах Италии и Франции, затем преподавал в Санкт-Петербургском университете (экстраординарный профессор с 1918), в Историко-филологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах. В работах, посвящённых религиозной жизни западного Средневековья, в том числе истории францисканства, а также сект и ересей 12-13 века («Очерки религиозной жизни в Италии в XII-XIII вв.», 1912; «Монашество в средние века», 1912; «Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв., преимущественно в Италии», 1915, 2-е изд., 1997; «Культура средних веков», 1918), Карсавин стремился к целостной реконструкции мировоззрения, поведения и образа жизни человека конкретной эпохи, во многом предвосхитив методологию французских «Анналов» школы с её концепцией «исторической антропологии».

Реклама

В годы 1-й мировой войны и революции Карсавин постепенно перешёл от медиевистики к философским и богословским проблемам («Saligia, или Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире и человеке», 1919; «Восток, Запад и русская идея», 1922; «Noctes Petropolitanae», 1922, - лирико-философские монологи, посвящённые метафизике любви). В 1922 году в составе большой группы философов, учёных и общественных деятелей Карсавин был выслан в Германию. В 1922-26 в Берлине читал лекции в руководимой Н. А. Бердяевым Религиозно-философской академии и Русском научном институте, опубликовал в 1923 сочинения «Диалоги», «Философия истории», «Джордано Бруно», а в 1925 - «О началах (Опыт христианской метафизики)» (2-е изд., 1994). В 1926-28 во Франции, в Кламаре (близ Парижа). В 1925-29 активно сотрудничал с евразийским движением в качестве одного из ведущих идеологов его левого крыла (смотри Евразийство). С 1928 года в Литве, профессор всеобщей истории в Каунасском университете. Его метафизика получает окончательную форму в сочинении «О личности» (1929) и в лирико-философских медитациях «Поэмы о смерти» (1931). В 1930-х годах работал над оставшейся незавершённой фундаментальной «Историей европейской культуры» (на литовском языке; т. 1-5, 1931-1937; русский перевод т. 1, 2006). В 1940 году вместе с университетом переезжает в Вильнюс. После увольнения из университета (1946) директор Вильнюсского художественного музея. В 1949 арестован. Умер в инвалидном лагере, где создал ряд небольших религиозно-философских сочинений; в образовавшемся вокруг него кружке заключённых обсуждались темы искусства, философии, религии (известно по опубликованным заметкам его ученика и последователя А. А. Ванеева).

Созданная Карсавиным система христианской метафизики складывалась в русле идущей от Вл. Соловьёва философии всеединства (смотри Единое) с преимущественной опорой на концепцию Николая Кузанского, прежде всего на его понятие «стяжённости» (contractio). Совокупность всех частей всеединства (называемых у Карсавина «моментами» или «качествованиями») образует сложную иерархическую систему, где низшие моменты суть части высших; они актуализируют или индивидуализируют в себе высшие моменты, которые «стяжённо» присутствуют как некое целое в низших. Принцип всеединства подчинён у Карсавина принципу триединства (всеединство как статичный аспект триединства - динамического принципа становления и развития), которое в своей полноте и совершенстве отождествляется с Богом как Пресвятой Троицей, а также с бытием личности. Несовершенной реализацией триединства признаётся любой субъект развития: не только индивид, но и социальная группа, нация, Церковь, совокупное человечество. Такие коллективные субъекты Карсавин именует «симфоническими личностями», и их анализ на базе иерархической модели всеединства составляет основу его социальной философии и философии истории, которая имеет своим содержанием «развитие человечества как всеединого, всепространственного и всевременного субъекта» («Философия истории». СПб., 1993. С. 88).

Три стадии триединства раскрываются у Карсавина как «первоединство - саморазъединение - самовоссоединение» (своеобразное преломление неоплатонической триады «пребывание - выступление - возвращение»), причём центральная из этих стадий означает небытие, смерть. Сотворённый мир связан с Богом как несовершенство с совершенством; наделение твари бытием - самоотдача и жертвенная смерть Бога, акт любви Его к твари; смысл же тварного бытия - ответный жертвенный акт, в котором тварь свободной волей возвращает бытие Богу, принимает смерть и обретает «жизнь через смерть». Без добровольного жертвенного прохождения через смерть никакое сущее не может достичь своего бытийного назначения: без смерти нет ни полноты любви, ни полноты бытия. Видоизменившись, душевно-телесное единство личности, её самосознание сохраняется и за гробом, вплоть до воскресения во плоти и обожения, когда весь преображённый человек вводится во всевременную полноту Божественного бытия. Концепция Карсавина сыграла видную роль в актуализации антропологии отцов Церкви, согласно которой лишь через приобщение к Богу (воипостазирование, по Карсавину - «лицетворение») человек может обретать личность («богословие личности» В. Н. Лосского и др.).

Соч.: Католичество. П., 1918; Введение в историю. П., 1920; Святые отцы и учители церкви (раскрытие православия в их творениях). Париж, 1927. М., 1994; Peri archon. Ideen zur christlichen Metaphysik. Memel, 1928; Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1; Феноменология революции. Тверь, 1992; Малые сочинения. СПб., 1994; Российская историческая мысль: Из эпистолярного наследия. Письма И. М. Гревсу (1906-1916). М., 1994; [Переписка с Г. А. Веттером] // Символ. 1994. № 31; Основы политики // Мир России - Евразия. М., 1995; Архив Л. П. Карсавина. Вильнюс, 2002-2003. Вып. 1-2.

Лит.: Wetter G. А. L. Р. Karsawins Ontologie der Dreieinheit. Die Struktur des kreatürlichen Seins als Abbild der göttlichen Dreifaltigkeit // Orientalia Christiana Periodica. 1943. Vol. 9. № 3/4; idem. Zum Zeitproblem in der Philosophie des Ostens: die Theorie der «Allzeitlichkeit» bei L. Р. Karsawin // Scholastik. 1949. Н.3; Ванеев А. А. Два года в Абези. Брюссель, 1990; L. Karsavin et la penséе russe du XXe siècle. Р., 1996; Siclari А. D. L’estetico е il religioso in L. Р. Karsavin. Mil., 1998; idem. I sonetti di L. Р. Karsavin. Storia е metastoria. Mil., 2004; Мелих Ю. Б. Персонализм Л. П. Карсавина и европейская философия. М., 2003; Контексты Л. Карсавина. Вильнюс, 2004; Кlеment’ev А. К. L. Karsavine. Bibliographie. Р., 1994.

С. С. Хоружий.