Карсавина Тамара Платоновна

Карсавина   Тамара    ПлатоновнаКАРСАВИНА   Тамара    Платоновна [25.2(9.3).1885, Санкт-Петербург - 26.5.1978, Биконсфилд, близ Лондона], российская артистка балета. Дочь артиста балета П. К. Карсавина, сестра Л. П. Карсавина, внучатая племянница А. С. Хомякова. В 1902 окончила Санкт-Петербургское театральное училище (педагоги П. А. Гердт, А. А. Горский). Воспитанницей исполнила в Мариинском театре сольную партию Амура на премьере балета «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса в постановке Горского, старинное па-де-де «Жемчужина и рыбак», включённое Гердтом в возобновлённый им балет «Жавотта» К. Сен-Санса. На выпускном спектакле танцевала во фрагменте «В царстве льдов» (из балета «Искра любви» И. И. Чекрыгина и П. Маржецкого в постановке Гердта). В 1902-18 в Мариинском театре. Совершенствовала своё мастерство на занятиях у Х. П. Иогансона, Ε. П. Соколовой, С. Г. Легата (смотри Легат), стажировалась в Италии у К. Беретты. От сольных партий - подруга Сванильды («Коппелия» Л. Делиба), па-де-катр фресок («Конёк-Горбунок» Ч. Пуньи), Генриетта («Раймонда» А. К. Глазунова) - Карсавина перешла к ведущим партиям: Флора («Пробуждение Флоры» Р. Дриго), Царь-девица («Конёк-Горбунок» Пуньи). Карсавину было близко искусство М. М. Фокина, начинавшего с противостояния переживавшему кризис академизму. Для неё Фокин поставил 7-й вальс («Шопениана»), создал партии Рабыни («Египетские ночи» А. С. Аренского), Коломбины («Карнавал» на музыку  Р. Шумана), Жар-птицы («Жар-птица» И. Ф. Стравинского), Хлои («Дафнис и Хлоя» М. Равеля), Шемаханской царицы («Золотой петушок» на музыку  Н. А. Римского-Корсакова) и др. Две лучшие партии Карсавиной созданы в дуэте с В. Ф. Нижинским: Девушка («Призрак розы» на музыку  К. М. фон Вебера) и Балерина («Петрушка» Стравинского).

Реклама

Карсавина   Тамара    ПлатоновнаВкус к стилизаторству, приобретённый в сотрудничестве с Фокиным, сказался и в работе над академическим  репертуаром, в котором Карсавина исполнила главные партии («Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» Глазунова, «Дон Кихот» Минкуса, и др.). Много гастролировала, в том числе с 1909 с труппой С. П. Дягилева. Вышла замуж за английского дипломата Г. Дж. Брюса и с июля 1918 жила в Лондоне. До 1929 (с перерывами) танцевала в Русском балете Дягилева, где наряду с прежними исполняла партии в постановках Л. Ф. Мясина: Мельничиха («Треуголка» М. де Фальи), Соловей («Песнь Соловья» на музыку  Стравинского), Пимпинелла («Пульчинелла» Стравинского) и др. В 1929-31 в труппе М. Рамбер (Лондон). Оставила сцену в 1931 году. Возобновила балеты Фокина «Призрак розы» для «Сэдлерс-Уэллс балле» (1943, Лондон), «Карнавал» для «Уэстерн тиэтр балле» (1961, Бристоль); помогала Ф. Аштону в постановке балета «Тщетная предосторожность» на музыку  Ф. Герольда, репетировала с М. Фонтейн партию Жар-птицы. В 1930-55 вице-президент английской Королевской академии танца.

Соч.: Ballet technique. L., 1956. N. Y., 1968; La Fille mal gardéе at the Marinsky // La Fille mal gardéе. L., 1960; Театральная улица. Л., 1971.

Лит.: Cocteau J. Т. Karsavina // Comcedia illustré. 1911. № 18; Светлов В. Т. П. Карсавина // Русский балет. СПб., 1913; Материалы по истории русского балета / Сост. М. Борисоглебский. Л., 1939. Т. 2; Lifar S. Les Trois Grâces du XX-е siècle. Р., 1957; Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX в. Л., 1972. Ч. 2: Танцовщики.

А. А. Соколов-Каминский.