Картье-Брессон Анри

Картье-Брессон (Cartier-Bresson) АнриКАРТЬЕ-БРЕССОН (Cartier-Bresson) Анри (22.8.1908, Шантлу, департамент Сены и Марны - 3.8.2004, Серест, департамент Альпы Верхнего Прованса), французский фотограф, режиссёр документального кино, живописец и рисовальщик. Начал заниматься живописью в 1923 году; в 1924 познакомился с художниками и писателями, близкими сюрреализму (Р. Кревель, М. Жакоб, Г. Стайн, М. Эрнст, Л. Арагон). Продолжил обучение живописи в ателье А. Лота в Париже (1927-28), усвоив его методы «синтетического кубизма». В 1930 совершил первое далёкое путешествие (Берег Слоновой Кости); по возвращении во Францию (1931) начал систематически заниматься фотографией под руководством А. Кертеса (хотя известны его снимки и 1929-1930). Он снимал «Лейкой» с 1932 года; её портативность и высокое качество оптики позволяли делать снимки в самой гуще толпы. Уже в ранних работах (в том числе сделанных в Италии и Испании в 1932-1933) Картье-Брессон привнёс в жанр документальной фотографии непосредственность и «случайность» в сочетании с психологической напряжённостью. Один из его ранних снимков («Андалусия») кажется фотографическим парафразом картины «Меланхолия и загадки улицы» (1914) Дж. Де Кирико. Первый фоторепортаж Картье-Брессона появился в 1932 году в парижском журнал «Vu»; в дальнейшем его фотографии публиковались в журналах «Arts et Мétier Graphiques», «Harper’s Bazaar». Фотограф-путешественник, Картье-Брессон участвовал в этнографической экспедиции в Мексику в 1934, в 1935 жил в США, где устроил совместную выставку с мексиканским фотографом М. А. Браво и впервые обратился к документальному кино (под влиянием П. Стренда). Вернувшись во Францию, был в 1936-1939 ассистентом режиссёра Ж. Ренуара (фильмы «Загородная прогулка», «Правила игры» и др.), снял фильм «Победа жизни» о госпиталях в республиканской Испании (1937).

Реклама

Картье-Брессон (Cartier-Bresson) АнриВ 1940 году Картье-Брессон был арестован нацистами, но бежал; участвовал в Движении Сопротивления, устраивал побеги заключённых. В 1944-45 снимал освобождение Парижа, был режиссёром фильма «Возвращение» (1945). Одна из ключевых фотографий тех лет, снятая в Дессау, - «Опознание информатора гестапо». В ней воплощён принцип «решающего момента», сформулированный Картье-Брессоном в книге «Решающий миг» («Images à la sauvette», 1952). Он отвергал использование вспышки или искусственной подсветки как элемента вмешательства в естественное течение событий, был против кадрирования при печати с негатива. В том же стиле живого репортажа выполнены портреты П. Боннара, Ж. Брака, А. Бретона, А. Матисса, Ж. П. Сартра, У. Фолкнера. В 1947 Картье-Брессон вместе с Р. Капа, Д. Сеймуром и Дж. Роджером создал фотоагентство «Магнум» (вышел из него в 1966 году). После войны Картье-Брессон снимал в Индии, Бирме, Пакистане, Китае и Индонезии. В 1954 он стал первым западным фотографом, допущенным в СССР после смерти И. В. Сталина. Необычные своей естественностью, отличные от официальной советской пропаганды тех лет снимки вошли в альбом «Москва» (1955). Среди других альбомов фотографий Картье-Брессона - «Китай» (1964), «Лик Азии» (1972), «Фотопортреты» (1985), «А. Картье-Брессон в Индии» (1987), «Америка мимоходом» (1991), «По поводу Парижа» (1994). С 1974 Картье-Брессон посвятил себя рисунку и живописи. При жизни мастера был создан фонд его имени, который устраивает выставки, издаёт фотоальбомы ведущих мастеров мировой фотографии. Картье-Брессон во многом определил современные представления о фотографии как искусстве.

Лит.: Farova A. Н. Cartier-Bresson. Praha, 1958; Kirstein L., Newhall В. The photographs of Н. Cartier-Bresson. 2nd ed. N. Y., 1963; Bonnefoy Y. Н. Cartier-Bresson, photographer. L., 1981; Н. Cartier-Bresson. Drawings and paintings. (Cat.). N. Y., 1984; А. Картье-Брессон: фотография. (Кат.). М., 1986; Н. Cartier- Bresson: the early work. (Cat.). N. Y., 1987; Claire J. Trait pour trait. Les dessins d’Н. Cartier-Bresson. Р., 1989; Montier J. Р. L’Art sans art d’Н. Cartier-Bresson. Р., 1995.

А. Н. Лаврентьев.