Картье (семья ювелиров)

КАРТЬЕ (Cartier), семья французских ювелиров 19-20 веков.

Глава семьи - Луи Франсуа (1819, Париж - 1904, там же), родился в семье владельца мастерской, изготовлявшей пороховницы. Был подмастерьем ювелира А. Пикара; в 1847 стал его преемником, основателем Дома Картье, владельцем магазина (с 1859) на Итальянском бульваре в Париже. Изделия Картье (колье, подвески, браслеты, кулоны, серьги, цепочки, карманные часы и шатлены для часов, также флаконы, табакерки, портсигары, печати и т.п.), отвечавшие элегантной роскоши Второй империи стиля, пользовались большой популярностью в кругах высшего общества (в числе заказчиков были принцесса Матильда и императрица Евгения). Участие Дома Картье во Всемирных выставках 1878 и 1889 в Париже подтвердило приоритет Франции в ювелирном искусстве своего времени.

Картье Преемником Луи Франсуа в 1874 году стал его единственный сын и ученик Альфред (1841, Париж - 1925, там же). Создаваемые в это время фирмой Картье ювелирные произведения, а также сервизы из золота и серебра, часы свидетельствуют о стилистическом эклектизме (использование египетского стиля, этрусского стиля, стиля Людовика XVI и др.). Альфред нередко использовал эффект сочетания драгоценных камней со строгой простотой обрамления, мотивы банта (восходящие к 17 веку), изображения цветов и животных (бабочки, стрекозы, дельфины, химеры и т.д.). Сыновьями Альфреда были Пьер [1878, Париж - 27.10.1965, Женева (?)], возглавивший филиал Дома Картье в Нью-Йорке (1908), Жак (1884, Париж - 1942), возглавивший филиал Дома Картье в Лондоне (1902), и Луи, наиболее известный представитель фамилии.

Реклама

Картье Луи (1875, Париж - 1942, там же), в 1898 году стал компаньоном отца, затем возглавил Дом Картье Вместе с сотрудниками (М. Ролином, А. Шено, Ш. Жако, Ж. Туссен, часовщиком М. Куэ и др.) Луи стремился к обогащению языка форм ювелирного искусства за счёт использования мотивов французского орнамента 17-18 века, изучал кружево, произведения из кованого железа, исламское и дальневосточное искусство; в ювелирных работах фирма Картье впервые начала использовать платину в сочетании с бриллиантами и жемчугом. Работы Дома Картье (диадемы, колье, броши, украшения для корсажа, часы-кулоны и т.п.) в стиле модерн (ар нуво) отмечены строгостью и гибкостью линий, гармонией и строгим чувством меры. В 1904 году Луи исполнил (по заказу одного из пионеров авиации А. Сантос-Дюмона) первые наручные часы с кожаным ремешком. Заказчиками Картье были многие европейские монархи. С 1907 Дом Картье неоднократно организовывал выставки в Санкт-Петербурге (Луи посетил столицу России, Москву, и Киев в 1910 году), где вступил в творческую конкуренцию с К. Фаберже (также открывшим филиал своей фирмы в Лондоне в 1903). В отличие от эклектизма изделий Фаберже, фирма Картье в своих элегантных работах [часы в форме вазы или с постаментом в виде каннелированной колонны, браслеты, серьги, ароматницы, пасхальные яйца (1906 и 1907) и т. п.] придерживалась строгости стиля Людовика XVI, используя эмали, сочетания изысканных и нежных тонов, мотивы цветов. С 1907 композиции изделий Картье упрощались и становились более геометрическими; начали преобладать прямые и круглые линии, смелые цветовые аккорды. В 1920-е годы творчество Картье отразило главные тенденции стиля ар деко в декоративно-прикладном искусстве.

Картье После 1962 года Дом Картье был разделён; с 1973 его возглавляет А. Д. Перен. Дизайнеры часов продолжают разработки Луи Картье. В 1983 в Париже организован Музей Дома Картье.

Лит.: Nadelhoffer Н. Cartier, Кönig der Juweliere, Juwelier des Кönige. Herrsching, 1984; Chazal G., Burollet Т. L’art de Cartier. (Cat.). Р., 1989; Barracca J., Negretti G., Nencini F. Le temps de Cartier. Mil., 1989; Искусство Картье. (Кат. выставки). СПб., 1992; Cologni F., Mocchetti Е. L’Objet Cartier. Р., 1992; Cologni F., Nussbaum Е. Cartier, le jouaillier du platine. Р.; Lausanne, 1995.