Картезианство

КАРТЕЗИАНСТВО, учение Р. Декарта (от латинизированной формы его имени Cartesius - Картезий) и основанное на нём направление в философии и естествознании 17-18 века. Для картезианства характерны механицизм (правила механики тождественны принципам природы) и дуализм - разделение мира на две самостоятельные (независимые) субстанции - протяжённую (res ехtensa) и мыслящую (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия в мыслящем существе оказалась, по существу, неразрешимой (смотри Психофизическая проблема). Самодостоверность сознания (декартовское «мыслю, следовательно существую»), равно как и теория врождённых идей, явилась исходным пунктом картезианской гносеологии. В картезианской физике, в противоположность ньютоновской, пустое пространство отсутствует, всё протяжённое оказывается телесным, движение передаётся механическими соударениями от тела к телу, а их последовательность замыкается в круг или «вихрь». Картезианство получило особенное распространение в университетах Голландии и во Франции, где оно утвердилось не в университетских кругах, а в светских салонах и в образованной в 1666 году Королевской академии наук. В развитии картезианства обозначились тенденции к монизму (единство субстанции в пантеистической концепции Б. Спинозы и др.) и к окказионализму (истолкование взаимодействия души и тела у А. Гейлинкса, Н. Мальбранша и др.).

Лит.: Bouillier F. Histoire de la philosophie cartesienne. Р., 1868. Vol. 1-2. 3 éd. N. Y.; L., 1987; Brockdorff С. Descartes und die Fortbildung der kartesianischen Lehre. Мünch., 1923; Descartes et le cartesianisme hollandais... Études et documents. Р.; Amst., 1950; Dibon Р. Sur l’histoire de la philosophie cartésienne. Groningen, 1955; Watson R. А. The downfall of Cartesianism 1673-1712. А study of epistemological issues in late 17th century Cartesianism. The Hague, 1971; Койре А. Ньютон и Декарт // Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. Смотри также литературу при статье Р. Декарт.