Кассиодор Флавий Магн Аврелий

КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор (Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator) |около 484-490, Скилаций (ныне Скуиллаче, область Калабрия, Италия) - около 580-590, там же], готский государственный деятель, христианский писатель, просветитель.

Происходил из старинного знатного, возможно восточного (сирийского), рода. Обладая большими способностями, Кассиодор уже в юности проявил склонность к интеллектуальному труду и политической деятельности. Сначала помогал отцу, занимавшему должность префекта претория при короле Одоакре. Около 507-511 Кассиодор был назначен квестором при остготском короле Теодорихе Великом, в 514 году избран консулом, в 523-527 занимал пост магистра оффиций, с 533 - префекта претория. Кассиодор последовательно продолжал начатый Теодорихом политический курс на слияние готского населения с римлянами и создание единого мощного государства, способного заменить прекратившую существование в 476 году Западную Римскую империю.

Кассиодор покровительствовал развитию наук и образования. При поддержке папы Римского Агапита (535-536) он безуспешно пытался основать в Риме христианскую школу, где классическое римское образование завершалось бы изучением Священного Писания и богословских дисциплин. К этому периоду относятся и первые сочинения Кассиодора: сборник писем, указов от имени готских королей и других типовых документов, опубликованный под общим названием «Разное» («Variae»); «История готов» в 12 книгах (известна в пересказе Иордана); «Хроника» - изложение всемирной истории до 519, в которой давались списки консулов; стихотворные панегирики придворным («Laudes»). Судьба Кассиодора круто изменилась в связи с начавшимся в 535 завоеванием Италии войсками императора Юстиниана I. В 538 году Кассиодор оставил политическую деятельность. В 540 покинул остготскую столицу Равенну и, по одной версии, вместе с пленённой готской знатью отправился в Константинополь, по другой - жил в Южной Италии и Риме и лишь в 547 прибыл в Константинополь. В конце 530-х - начале 550-х годов Кассиодор написал первые сочинения на религиозную тему - трактат «О душе» («De anima») и «Толкование псалмов» («Expositio psalmarum»).

Реклама

После 554, вернувшись в Италию, Кассиодор удалился в своё фамильное имение Скилаций, где основал монашескую общину, получившую название Виварий (Vivarium). Он стал настоятелем этого монастыря, открыл в нём школу, библиотеку и скрипторий. В Виварии монахи не только вели подвижническую жизнь и упражнялись в добродетелях, но и посвящали немало времени изучению светских и религиозных наук по программе, составленной для них около 562 самим Кассиодором и отражённой в его сочинении «Наставления в науках божественных и светских» (известно под кратким названием «Institutiones»). Первая часть сочинения посвящена изложению Закона Божия, толкованию Священного Писания, а также обзору христианских писателей; вторая - семи «свободным искусствам». Одним из главных послушаний монахов было переписывание древних рукописей, благодаря чему удалось сохранить множество памятников античной и христианской культуры. Сам Кассиодор написал руководство для переписчиков «Об орфографии». В Виварии занимались также переводами с греческого языка на латынь (сочинения Иосифа Флавия, Иоанна Златоуста и др.). В конце жизни, сложив с себя обязанности настоятеля и став простым монахом, Кассиодор предался литературным занятиям. Сочинения Кассиодора, написанные в этот период, посвящены библеистике и экзегетике (толкования на Послания апостола Павла, Деяния апостолов, Откровение Иоанна Богослова), а также церковной истории («Трёхчастная история», основанная на трудах греческих авторов Феодорита Кирского, Сократа Схоластика и Созомена).

Кассиодор внёс большой вклад в дело сохранения греко-римской культуры и образованности, его труды на протяжении столетий служили учебными пособиями в европейских школах. Виварий, хотя и прекратил существование вскоре после смерти Кассиодора, стал образцом для всех раннесредневековых центров учёности и образования, а переписанные там рукописи получили распространение по всему христианскому Западу.

Кассиодор сыграл также важную роль в формировании средневековой теории музыки. В музыкальной науке, понимаемой как античное учение о «мусическом», он выделял гармонику (изучает всё, что относится к звуковысотности; близко современному пониманию гармонии как музыкальной науки), ритмику (изучает связь стиха и мелоса, то есть вокальную музыку в современном понимании) и метрику (наука о стихосложении). Музыкальные инструменты Кассиодор делил на 3 класса: ударные (percussionalia), струнные щипковые (tensibilia) и духовые (inflatilia). Значительная часть учения о музыке Кассиодора посвящена ладам, их интервальной структуре и этосу. Традиционные античные описания музыкальных аффектов переплетаются у Кассиодора с «новыми» христианскими. Влияние Кассиодора (определение музыки, классификации, терминология) испытал Исидор Севильский, а также многие другие средневековые учёные (особенно начиная с каролингской эпохи).

Соч.: Migne. PL. Т. 68-70; Corpus Christianorum scriptorum: Ser. Latina. Turnhout, 1958-1973. Т. 96-98; Clavis Patrum Latinorum. Brugis, 1961. №896-908; Наставления в науках божественных и светских // Антология педагогической мысли христианского средневековья / Ред. В. Г. Безрогов, О. И. Варьяш. М., 1994. Т. 1; Фрагменты / Пер. М. Е. Грабарь-Пассек // Памятники средневековой латинской литературы IV-VII вв. М., 1998; Institutiones divinarum et saecularium litterarum / Hrsg. von W. Вürsgens. Freiburg im Breisgau, 2003. Bd 2.

Лит.: Добиаш-Рождественская О. А. Мастерские письма на заре западного Средневековья и их сокровища в Ленинграде // Труды Комиссии по истории знаний. М., 1930. Вып. 10; Krautschick S. Cassiodor und die Politik seine Zeit. Bonn, 1983; Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М., 1989; О’Donnell J. J. Cassiodorus. 2nd ed. Berk., 1993.

С. Н. Лебедев (музыка), В. И. Уколова (образование), А. Р. Фокин.