Кастальский Александр Дмитриевич

Кастальский Александр ДмитриевичКАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич [16(28).11.1856, Москва - 17.12.1926, там же], российский композитор, педагог, исследователь-фольклорист. Из семьи священнослужителя. В 1876-81 годах учился в Московской консерватории по теоретическим предметам и композиции у П. И. Чайковского, С. И. Танеева и Н. А. Губерта, по настоянию С. В. Смоленского в 1893 сдал экзамены экстерном. С 1887 преподавал в московском Синодальном училище церковного пения (фортепиано, композиция), с 1910 директор; с 1900 регент Синодального хора. С 1902 член, с 1913 заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Этнографическом отделе Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии Московского университета. В 1910 сблизился с С. В. Рахманиновым, сочинявшим Литургию Святого Иоанна Златоуста, консультировал его по вопросам богослужения и теории православного церковного пения. С 1912 года преподаватель контрапункта и фуги в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества.

Реклама

После преобразования Синодального училища в Народную хоровую академию (1918) её ректор, до 1923 также управляющий народными хоровыми капеллами (бывшие Придворная певческая капелла и Синодальный хор). Вёл просветительскую работу в музыкальных отделах Наркомпроса РСФСР, Пролеткульта, Политпросвета, в Ассоциации пролетарских музыкантов (сотрудничал в журнале «Музыкальная новь») и др. С 1919 член Комиссии по реформе музыкального образования, с 1921 сотрудник Государственного института музыкальной науки (возглавлял музыкально-этнографическую секцию) и Государственной академии художественных наук. С 1922 года профессор, с 1923 руководитель инструкторско-хорового подотдела Московской консерватории (на основе упразднённой хоровой академии). Среди учеников - Н. С. Голованов, М. Е. Климов, К. Н. Шведов, А. Г. Чесноков, А. А. Давиденко.

Кастальский - глава так называемого нового направления (или московской Синодальной школы) в русской церковной музыке, автор около 200 духовных сочинений и переложений, которые составляли основу репертуара Синодального хора в 1897-1917, во многом определив его расцвет (наряду с сочинениями А. Т. Гречанинова и П. Г. Чеснокова). Наиболее значительны: «Бог Господь» с тропарями Великой субботы (1897), икос «Сам Един еси бессмертный» (1903), Литургия Святого Иоанна Златоуста (1905). В своём творчестве Кастальский соединял древнерусские распевы с приёмами народного многоголосия, традициями, сложившимися в клиросной практике, и опытом русской композиторской школы. Знаток древнерусской музыки, в 1907 реконструировал хоры «Пещного действа» (литургическая драма 17 века).

Среди других сочинений - опера «Клара Милич» (по И. С. Тургеневу, 1907, постановка Оперы С. И. Зимина, 1916), реквием «Братское поминовение» для солистов, хора и оркестра (1916, памяти воинов союзных армий, погибших в 1-ю мировую войну; в музыке использованы русский, английский и сербский напевы), кантата «Стих о церковном русском пении» (1911), «Песня о Родине» для хора (1903). Интерес Кастальского к музыке других народов нашёл отражение в его циклах фортепианных пьес «По Грузии» (1902) и «Из минувших веков» (1905). Кастальский - автор песнопений к интронизации святого патриарха Тихона на Поместном соборе 1917/18. Предложение Кастальского ввести инструменты в богослужебную музыку вызвало противодействие официальных церковных кругов. В 1921 года во время голода в Поволжье сочинил музыкальное воззвание «К зарубежным братьям» для басов в сопровождении хора на собственный текст (его исполнение в Париже под управлением С. А. Кусевицкого имело общественный резонанс). В числе послереволюционных сочинений - музыка к драме «Стенька Разин» В. В. Каменского (1919), «Сельскохозяйственная симфония» для голоса с оркестром (1923), «Красная Русь» (для хора и оркестра народных инструментов), «В. И. Ленину» («У гроба»; для чтеца, хора и симфонического оркестра; обе 1924).

Исследователь русского народного творчества, обрабатывал народные песни и танцы, объединял их в тематические циклы («Картины русских народных празднований в обрядах и песнях», 1913; «Сельские работы в народных песнях» для смешанного хора с сопровождением русских народных инструментов, 1923).

Соч.: Особенности народно-русской музыкальной системы. М.; П., 1923. М., 1961; Основы народного многоголосия / Под редакцией В. М. Беляева. М.; Л., 1948; Статьи, материалы, воспоминания, переписка / Ред.-сост., автор вступит. ст. и коммент. С. Г. Зверева. М., 2006.

Лит.: А. Д. Кастальский. Статьи, воспоминания, материалы / Сост. Д. В. Житомирский. М., 1960; Зверева С. Г. А. Кастальский: идеи, творчество, судьба. М., 1999; Sponsel К. Altes Erbe in neuen Formen. Das kirchenmusikalische Werk А. Kastal’skijs. В., 2002; Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. М., 2004. Т. 10Б.