Кастраты

КАСТРАТЫ (итальянский - castrati, от латинского Castro - очищать, подрезать, оскоплять), певцы, у которых вследствие произведённой в детстве кастрации сохранялся высокий голос. Искусство кастратов получило распространение главным образом в Италии; первые документальные свидетельства о них относятся к середине 16 века. Кастраты пели в католических церквах, где запрещалось пение женщин, и в оперных театрах. В составе итальянских оперных трупп выступали также в Австрии, Англии, Германии, России. Голос кастратов - высокий, достаточно сильный, ровный во всех регистрах, отличался большой подвижностью, что позволяло кастратам исполнять сопрановые и альтовые партии, сложные виртуозные пассажи и долгие выдержанные звуки, характерные для искусства бельканто. В последней четверти 17 века приобрели важнейшее значение в итальянской барочной опере, в 18 веке - в жанре оперы-сериа, где обычно исполняли главные (и заглавные) мужские партии (например, Юлий Цезарь в одноимённой опере Г. Ф. Генделя), нередко были задействованы и в женских партиях. Пользовались колоссальным успехом у публики, являясь наиболее оплачиваемыми певцами. Знаменитейшие кастраты - Н. Гримальди (Николини), Ф. Бернакки (Сенезино), Фаринелли, Дж. Б. Веллути, Каффарелли, Дж. Крешентини, Л. Маркези, Г. Пакьяротти, Б. Ферри и др. Псевдоним Сенезино носили в разное время несколько певцов-кастратов. На оперной сцене кастраты перестали выступать в середине 19 века, их пение в католической церкви было запрещено папой Пием Х в 1903 году. Последним кастратом считается А. Морески, певший в Сикстинской капелле (умер в 1922; сохранились граммофонные записи его голоса, 1902-03).

Лит.: Monaldi G. Cantanti evirati celebri del teatro italiano. Roma, 1920; Haböck Fr. Die Kastraten und ihre Gesangkunst. В.; Lpz., 1927; Берни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1771 г. по Франции и Италии. М.; Л., 1961; Хэриот Э. Кастраты в опере. М., 2001; Барбъе II. История кастратов. СПб., 2006.