Катарсис

КАТАРСИС (греческий - ϰάθαρσις, латинский purgatio - очищение), термин древнегреческой медицины и философии, воспринятый в новоевропейской эстетике и психологии.

Первоначально употреблялся в религиозно-ритуальной сфере (очищение от скверны), особенно в мистериальных культах архаической эпохи (с 6 века до нашей эры), таких как орфизм, а затем в пифагорейском учении о метемпсихозе (сравни «Очищения» Эмпедокла); в русле этой традиции Платон в диалоге «Федон» понимает философию как подготовительное «очищение» души от образов чувственного мира для посмертного перехода в мир умопостигаемый. Напротив, в гиппократовской медицине 5 века до нашей эры термин «катарсис» употреблялся в чисто натуралистическом и терапевтическом значении очищения организма от патогенных «жидкостей», в том числе вызываемого «очищающими» лекарствами рвотного или слабительного действия.

Наибольшую известность приобрела предложенная Аристотелем эстетическая теория катарсиса, объясняющая сущность поэзии и - шире - основную функцию искусства. Согласно аристотелевскому определению трагедии, трагическое действие «...через страх и сострадание достигает очищения [души зрителя] от подобных эмоций» («Поэтика», глава 6, 1449 b 24-27). Полемизируя с Платоном, который в «Государстве» осудил поэтическое искусство как аморальное, так как оно заставляет слушателя сопереживать дурным страстям, Аристотель использовал медицинскую аналогию с очистительными средствами: вызываемые в душе зрителя страх и сострадание в конечном счёте очищают его от подобных эмоций и имеют положительный психотерапевтический эффект, восстанавливая душевное равновесие и тем самым содействуя моральной добродетели, понимаемой как мера и гармония разума и чувства. В «Политике» (1339 b 11 слл.) Аристотель отмечал сходное катарсическое воздействие музыки на формирование морального характера.

Реклама

П. Корнель в «Рассуждении о трагедии» (1660) понимал катарсис аристотелевской «Поэтики» как «умерение, исправление» страстей, а Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» (1767-69) - как «просветление», то есть облагораживание. Медико-биологическая интерпретация аристотелевского катарсиса у Я. Бернайса (1880) оказала влияние на З. Фрейда, женатого на его племяннице. Несостоятельной представляется влиятельная во 2-й половине 20 века антипсихологическая интерпретация Ф. Элса («Aristotle’s poetics», 1957), согласно которой катарсис в «Поэтике» Аристотеля относится к сюжету драмы, а не к психологии зрителя.

Л. С. Выготский рассматривал катарсис как сущность «эстетической реакции», состоящей в разрядке эмоций в процессе переживания, опосредованного символическим отображением жизни в искусстве.

В этом смысле термин «катарсис» часто употреблялся в театральной критике 20 века. Б. Брехт считал такой катарсис приёмом «буржуазной» драмы, направленным на безвредную «канализацию эмоций», и сознательно стремился в своей драматургии оставлять накал страстей неразрешённым, чтобы он трансформировался в политическое действие уже за пределами театра.

А. В. Лебедев.

В психотерапии катарсис - чувство освобождения, возникающее в результате повторного переживания психотравмирующей ситуации и связанных с ней аффектов в процессе психотерапевтической работы. Механизм действия катарсиса связывают с выражением и разрядкой эмоций, ранее подвергавшихся вытеснению (при этом человек нередко вспоминает забытые события, послужившие толчком к психической травме). Как «кульминация» психотерапевтического процесса, избавляющая от невротических симптомов и внутренних конфликтов, катарсис был описан 3. Фрейдом, став одной из основ психоанализа, групповой психотерапии, психодрамы и других направлений психотерапии.

Лит.: Essays on Aristotle’s poetics / Ed. А. О. Rorty. Princeton; Oxf., 1992; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 2001; Konstan D. Pity transformed. L., 2001; Катарсис: метаморфозы трагического сознания. М., 2007.