Категоризация

КАТЕГОРИЗАЦИЯ (от греческого ϰατηγορία - обнаружение, высказывание, обозначение), акт «означивания», придания значения и смысла объекту, событию, переживанию, лежащий в основе восприятия, мышления и других психических процессов человека, опосредованных категориями, или обобщениями, - эталонами, сквозь призму которых субъект воспринимает и мыслит любые объекты. Чтобы воспринять какой-либо единичный объект, необходимо соотнести его с некоторым классом объектов, ментальной репрезентацией которого может выступать эталонный образ, вербальное значение, социальный стереотип, поведенческий сценарий и т. п. - любое обобщение в перцептивной (образ, символ, схема) или вербальной форме. Выработанная той или иной культурой и фиксированная в первую очередь в языке система категорий задаёт каркас картины мира, конструируемой человеком на основе индивидуального и общественного опыта. Термин «категоризация» получил распространение, прежде всего в когнитивной психологии; в интроспективной психологии 19 века использовался термин апперцепция, а в российской психологии 20 века (в первую очередь в школе Л. С. Выготского) - «опосредованность значением».

Реклама

Категоризация обеспечивает константность восприятия (относительную независимость от внешних условий): например, человек на далёком расстоянии видится наблюдателю адекватно его истинным размерам, несмотря на ничтожно малую величину его проекции на сетчатку глаза; будучи опознан как человек, он воспринимается сквозь призму «эталонного образа человека». В результате категоризации субъект получает дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, естественного языка, разработанных культурой сюжетов, опосредующих и обобщающих образ любого объекта. Так, воспринимая незнакомого человека, мы по внешним признакам его облика (выражению лица, одежде, манере движения) относим его к тому или иному социальному типу, возрастной группе, наделяем его социальным статусом, проецируем на него некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. Вместе с тем категоризация ограничивает процессы восприятия (из потока ощущений выделяются те объекты, для которых имеются эталоны), а также осознания, памяти, воображения.

Нередко воспринимаемое или вспоминаемое искажается в сторону соответствия эталонной форме, подстраивается под стереотип. Дж. Брунер показал в своих работах, что человек описывает события своей жизни, как бы подгоняя их под культурно-исторически сложившиеся сценарии и сюжеты. Созданная Дж. Келли теория личностных конструктов - иерархически организованных биполярных оппозиций («хороший - плохой», «сильный - слабый»), с помощью которых человек познаёт и описывает мир, стала основой разработанного им методического аппарата (так называемых репертуарных решёток), позволяющего с применением факторного анализа выявлять индивидуальные категории человека. Психосемантика распространила методику Келли на исследование категоризации и имплицитной картины мира людей в самых разных сферах бытия: в области права, этики, политики, искусства, экологии, межнациональных отношений и др. В социальной психологии категоризация изучается в связи с проблемой идентичности. Даже простое разбиение однородной группы испытуемых на два класса способно вызвать у них чувство групповой сплочённости и конкуренции. Формы самоидентичности, основанные на дифференциации по социальному, национальному, религиозному, возрастному принципам («вы инородцы, а мы русские», «вы иноверцы, а мы православные» и т.п.), мобилизуют групповое единство, но одновременно вызывают чувство противостояния и даже агрессию. Категоризация, не основанная на противопоставлении другим («я - человек», «мы - жители планеты Земля»), ведёт к более гармоничной интеграции общества сначала на уровне представлений, а затем и поведения.

Лит.: Лурия А. Р. Язык и сознание. 2-е изд. М., 1998; Келли Дж. Теория личности. Психология личностных конструктов. СПб., 2000; Языки как образ мира. М.; СПб., 2003; Брунер Дж. Психология познания. М., 2005; Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005.

В. Ф. Петренко.