Катехизация

КАТЕХИЗАЦИЯ (латинский catechisatio, от греческого ϰατήχησις - поучение, наставление, оглашение), систематическое обучение основам христианской веры и морали. Катехизация опирается на Символ веры, Десять заповедей Божиих (Декалог), главные христианские молитвы. Является важной частью пастырской и миссионерской работы, тесно связана с практическими задачами воцерковления, христианского воспитания и образования.

Идея катехизации основана на словах Иисуса Христа, обращённых к апостолам: «...идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19). Упоминания о наставлениях перед крещением встречаются уже в Новом Завете (например, Деян. 8:36-37). В древней Церкви катехизацию проходили преимущественно взрослые, публично выразившие желание стать христианами и условно принятые в христианскую общину в звании оглашенных - катехуменов (греческий ϰατηχούμενοι; латинский audientes, auditores, electi и др.). Оглашенные готовились к принятию таинства крещения и вхождению в лоно Церкви. Этот процесс впоследствии стал называться катехуменатом. Оглашенные признавались христианами, имели право участвовать в литургии оглашенных (но не в литургии верных) и в других молитвах местной общины, быть по-христиански погребёнными наравне с крещёными. Они должны были совершать дела милосердия (посещение больных, помощь бедным), что являлось испытанием искренности и глубины обращения и важным критерием готовности к крещению. К рубежу 1-2 века относятся первые примеры письменной фиксации крещальной катехезы; впоследствии стали создаваться учебно-дидактические пособия для катехизации - катехизисы.

Реклама

В древней Церкви практиковалось двухэтапное обучение катехуменов: 1-й этап - изучение Священного Писания (около 3 лет), 2-й этап - практическая подготовка к крещению (в течение нескольких недель). Катехизация  находилась в ведении епископа, который часто лично проводил занятия. Так, сочинения святителя Амвросия Медиоланского «Изложение Символа веры», «О таинствах», «О тайнах», «О покаянии» являются записью его катехизаторских выступлений. Крещение взрослых нередко было приурочено к празднованию Пасхи. Предпасхальная катехизация - один из источников формирования покаянной и аскетической практики Великого поста.

В раннем Средневековье катехизация постепенно исчезла ввиду распространившегося обычая крещения младенцев и детей более старшего возраста. Сохранились лишь адаптированные для их воцерковления древние огласительные обряды. Тексты катехетических молитв были перенесены в чинопоследование таинства крещения.

В Западной Европе катехизация возродилась в 16 веке в результате решений Тридентского собора и получила развитие в эпоху Контрреформации. По инициативе кардинала Карла Борромео (1538-84) систематическая катехизация стала проводиться в церковно-приходских воскресных школах Миланского архиепископства. В эпоху Просвещения в католических странах катехизация была включена в обязательную школьную программу и стала частью религиозного обучения. Однако приходская катехизация по-прежнему ограничивалась подготовкой детей к первой исповеди и причастию, а катехизация взрослых почти отсутствовала. Новая программа катехизации была провозглашена Ватиканским II собором и получила оформление в «Общем катехизическом руководстве» (1971). В современном «Катехизисе Католической Церкви» предпринята попытка более широкого использования дидактических материалов с целью соединения в катехизации библейских, богословских и практических элементов. В тех европейских странах, где катехизация включена в программу учебных заведений, она определяется особыми комиссиями при конференциях католических епископов и делится на три 4-летних цикла. В приходах, общинах и братствах катехизация проводится во время богослужений, включая последующие занятия со взрослыми-восприемниками, лицами, вступающими в брак, готовящимися к миропомазанию, супругами, родителями.

В России катехизация активизировалась в 18 веке трудами архиепископа Феофана Прокоповича и митрополита Платона (Левшина). В 19 веке получила распространение, в особенности благодаря деятельности К. П. Победоносцева, способствовавшего развитию широкой сети церковно-приходских школ. В советское время катехизация находилась под запретом, однако многие пастыри осуществляли катехетическую деятельность в полуподпольных условиях. Новый импульс катехизация в России обрела в конце 20 века. В 1991 году в РПЦ был создан синодальный Отдел религиозного образования и катехизации.

Лит.: Turck А. Évangélisation et catéchèse aux premiers siècles. Р., 1962; Hauptmann Р. Die Katechismen der Russisch-orthodoxen Kirche: Entstehungsgeschichte und Lehrgehalt. Gött., 1971; Сергий (Булгаков), протоиерей Православие: очерки учения Православной Церкви. М., 1991; Salzmann J. С. Lehren und Ermahnen: zur Geschichte des christlichen Wortgottesdienstes in den ersten drei Jahrhunderten. Тüb., 1994; Борисов А., свящ. Начало пути христианина. 3-е изд. М., 1997; Мунье Ш. Крещение и общение в древней Церкви. (М., 2000]; Гаврилюк П. Л. История катехизации в древней Церкви. М., 2001; Длугош А. Подготовка и оценка катехизации. М., 2001; Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. М., 2006; Белановский Ю. С., Ракушин А. В., Шестаков А. А. Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. М., 2007.

В. А. Никитин.