Катены

КАТЕНЫ (латинский catenae patrum, греческий ἅλυσις, σειρά - «цепочки» из творений святых отцов), выдержки из творений святых отцов христианской Церкви и других древних авторов как комментарии на определённый фрагмент Священного Писания, помещавшиеся на полях рядом с библейским текстом.

Впервые слово «катены» в таком значении было употреблено в конце 15 века в первом печатном издании «Catena Aurea» («Золотая цепь») - постишном комментарии к Четвероевангелию Фомы Аквинского. Существуют катены на греческом, латинском, сирийском и армянском языках. Не все дошедшие доныне катены надписаны именами цитируемых авторов.

Первые катены на греческом языке появились в конце 5 века. Одним из крупнейших их составителей был Прокопий Газский (умер около 538), создавший толкования на Пятикнижие, книги пророка Осии, Судей и Руфь на основе трудов Василия Великого, Григория Нисского и Кирилла Александрийского, а также - на все Книги Царств, 1-ю и 2-ю Книги Паралипоменон, Книгу пророка Исайи и Песнь песней. Другие известные составители катенов на греческом языке: Олимпиодор Александрийский (6 век), Иоанн Друнгарий (7 век), Андрей Пресвитер (7-8 века) и Никита Гераклийский (11 - начало 12 века). Первые известные катены на латинском языке были созданы в 1-й половине 8 века Бедой Достопочтенным. Среди составителей латинских катенов 8-9 века - Алкуин, Клавдий Туринский (умер около 827), Рабан Мавр и Валафрид Страбон. Начиная с конца 9 века почти каждый список Священного Писания на латинском языке содержал катены. В 11 веке на Западе начался новый период активного составления катенов, достигший кульминации в творчестве Фомы Аквинского (13 век). Из сирийских составителей катенов наиболее известны антиохийский монах Север (9 век), митрополит Дионисий бар-Салиби (12 век).

Реклама

Значительная часть древних комментариев на Священное Писание сохранилась в виде катенов, которые, таким образом, являются важным источником по древнехристианской экзегезе. Кроме того, изучение рукописной традиции катенов имеет существенное значение для библейской текстологии.

Лит.: Рéronne J. М. Chaîne d’or sur les psaumes. Р., 1879. Vol. 1-3; Karo G., Lietzmann Н. Catenarum graecarum catalogus. Gött., 1903; Gesù Cristo nelle ss. Scritture е nei ss. Padri е dottori / А cura G. Bellino. Torino, 1912-1915. Vol. 1-9; Devresse R. Chaînes exégétiques grecques // Dictionnaire de la Bible. Supplément. Р., 1928. Vol. 1; Reuss J. Matthaeus-, Markus- und Johannes-Katenen. Мünster, 1941; Thomae Aquinatis. Catena aurea in quatuor Evangelia. Taurini, 1953. Vol. 1-2.

П. Б. Михайлов.