Катхак

КАТХАК, одна из основных школ (стилей) классического индийского танца. Возникла в Северной Индии в результате синтеза различных традиций: чтецов (катхаков), декламировавших «Рамаяну», «Махабхарату» во время храмовых ритуалов и фестивалей; представлений храмовых танцовщиц; драмы (лила) в религиозном движении бхакти и, начиная с 16 века, придворного церемониала могольских правителей. Исторически сложились три основные школы («гхараны») катхак - в Джайпуре, Лакхнау и Бенаресе. Школа Джайпура, ориентированная на мужской танец (тандава) и отражающая вкусы воинственных правителей-раджпутов, близка к классической традиции «Натъяшастры». При дворе мусульманских навабов Лакхнау сформировался могольский вариант танца (женская форма которого - ласья - отмечена сложными ритмами, разнообразием движений, элегантностью и изысканностью). Бенаресская школа объединяет оба эти направления. Катхак более произволен, ему более свойственна импровизация, чем другим видам классического индийского танца. В катхаке не предусматривалось взаимосвязанное сочетание символически выверенных жестов рук с поворотами корпуса и головы, он практически полностью ориентирован на движения ног (в основе - сильные удары ступней, сопровождаемые звоном множества укреплённых на щиколотках колокольчиков). Сольный танец сочетается с парным. В костюме отражается синтез индо-мусульманских традиций. Напоминая одежды Ирана, Афганистана и Средней Азии, женский наряд имитирует задрапированное сари и включает длинную юбку-солнце, подчёркивающую стремительность поворотов танцовщицы. Сопровождается звучанием инструментального ансамбля и сольным пением. Ансамбль включает мембранофон табла, мелодический инструмент саранги (струнный щипковый), иногда также ситар и фисгармонию.

Реклама

КатхакПредставление катхак состоит из двух основных частей: так называемых чистого (нритта) и пантомимического (нритья) танцев. Чистый танец направлен на демонстрацию умения и техники (в основе - бесконечные движения вокруг своей оси, своеобразные пируэты, начинаемые на одном месте и продолжаемые по сценическому кругу); строго выдерживается ритм (символ катхака), изменяющийся от медленного к очень быстрому. Чистый танец начинается с обращённой к богу молитве (вандана) и короткой композиции (тхаат), завершаемой изящной позой. Последующая серия ритмических движений (аамад) совпадает с короткими слоговыми формулами (бол), громко и отрывочно произносимыми певцом. Её сменяют приветствие зрителей в мусульманском стиле (салами), цепочки шагов (гат) и движения, предвосхищающие последующую историю (кавит). Продолжением служит последовательность ритмических композиций, являющихся своеобразным соревнованием между танцовщицей и задающим сложнейшие ритмы барабанщиком, умение следовать которым определяет уровень исполнительницы. В пантомимическом импровизационном танце задача танцовщицы - с помощью жестов, поз и мимики передать содержание исполняемого одновременно песнопения - как религиозного, воспевающего стремление души к богу (бхаджан, киртана, тхумри), так и лирического (газель, рубаи), восходящего к поэзии урду. Попытки создания балетов на основе катхака предпринимались в 1930-е годы танцовщицей-брахманкой Менакой (Лейла Сокхей) и в конце 1970-х годов Бирджу и Лаччху Махараджем в центре индийского искусства «Бхаратия Кала Кендра» в Дели (действует с 1952). Среди исполнителей - легендарная семья Махарадж, Ситара Деви, Дамаянти Джоши, Рошан Кумари, Рани Карна, Сундер Прасад.

Лит.: Kothari S. Kathak: Indian classical dance art. New Delhi, 1989; Massey R. India’s kathak dance: past, present, future. New Delhi, 1999; Saxena S. К. Swinging syllables: aesthetics of kathak dance. New Delhi, 2006.

Н. Р. Лидова.