Кацусика Хокусай

КАЦУСИКА Хокусай [настоящие имя и фамилия Токитаро (позднее Тэцудзо) Кавамура; псевдонимы - Сюнро, Гумбатэй, Сори, Како, Тацумаса, Тайто, Гакёдзин, Иити, Хокусай, Мандзи и др.] (1760, Хондзё Варигэсуй, пригород Эдо - 1849, Обусэ), японский график и живописец. Наследие Кацусики насчитывает свыше 30 тысяч рисунков, живописных произведений, станковых гравюр и иллюстраций.

Кацусика ХокусайВ 13 лет Кацусика поступил в обучение гравёру Накаяма Тэцудзо, у которого освоил технику ксилографии. В 1778-92 годах вошёл в мастерскую театрального художника Кацукава Сюнсё и принял имя Кацукава Сюнро. Там были созданы его первые самостоятельные гравюры с изображением актёров театра кабуки и борцов сумо. Многосторонняя одарённость Кацусики проявилась очень рано: с 1781 он работал как книжный иллюстратор, мастер станковой гравюры и живописец. В последующие годы обучался в мастерских художников различных школ. Увлёкшись живописью школы римпа и, в частности, манерой художника Таварая Сори, принял имя Хисикава Сори. Затем учился живописи школы кано у Торин Цуцуми, позднее перешёл в ученики к Хироюки Сумиёси, художнику школы тоса. В 1797-99 брал уроки европейской живописи у художника, учёного и естествоиспытателя Кокана Сиба. Наиболее ярко в этот период талант Кацусики раскрылся в суримоно - гравюрах, выполненных по частному заказу к специальным датам и событиям. Одновременно (под псевдонимом Како) иллюстрировал книги писателей Кёкутэя Бакина, Дзиппэнся Икку, Сикитэя Самба и Санто Кёдэна. Уже с конца 1790-х годов у Кацусики появились свои ученики, работавшие в жанре суримоно и книжной иллюстрации.

Реклама

Кацусика ХокусайВ 1798-1805 годах Кацусика опубликовал несколько серий женских портретов, а также цветные иллюстрации для книг «Песни из Итако», «История сорока семи верных вассалов». За ними последовали серии пейзажных гравюр «Восемь видов Восточной столицы», «Восемь видов Оми», «Виды реки Сумида». С 1797 он начал подписывать свои работы псевдонимом Хокусай, а с 1800 стал называть себя Гакёдзин Хокусай («Хокусай, одержимый рисунком»). В 1804 Кацусика совершил путешествие по стране, побывал в Нагое, Киото, Осаке. В 1810 начал работать над серией альбомов «Манга», задуманной как пособие для начинающих художников.

1820-30-е годы - период расцвета в творчестве Кацусики. В результате нескольких путешествий по стране (в район Кансай, в Исе, на остров Кюсю) были созданы серии пейзажных гравюр, посвящённые Японии: «36 видов горы Фудзи» (1823-31, одна из важнейших в творчестве мастера), «Путешествие по знаменитым водопадам различных провинций» (1827-33), «Виды замечательных мостов в различных провинциях» (1827-30), «100 видов горы Фудзи» (1834-35). В эти же годы Кацусика обращается к классическому для искусства Дальнего Востока жанру «цветы и птицы» (серия «Большие цветы») и к иллюстрированию поэтических антологий прошлого (серия «Подлинное зерцало поэтов Китая и Японии», 1828-33).

Один из крупнейших представителей жанра укиё-э, Кацусика выполнял пейзажные гравюры в крупных горизонтальном и вертикальном форматах, пользовался смелыми перспективными эффектами и неожиданными цветовыми сочетаниями, воплощая характерный эпический образ японского пейзажа; поэтически-возвышенную окраску получила у него и тема труда простого человека, соотнесённого с природой страны.

В 1834 году Кацусика прекращает работать над эскизами для гравюр и выпускает иллюстрированные альбомы дидактического характера, а также пишет картины на бумаге и шёлке; их темами становятся демоны и покорители демонов, архаты, отшельники, привидения и оборотни. В 1848 издаёт книгу «О правильности применения красок». После пожара 1839, уничтожившего всё имущество Кацусики, мастер проводит несколько лет в скитаниях. В 1841, воспользовавшись приглашением известного мецената Такай Кодзана, переезжает в его имение в Обусэ в провинцию Синсю, где живёт до самой смерти. Из Обусэ большое количество рисунков и живописных произведений Кацусики было вывезено в музеи Европы и Америки. В созданном в Обусэ музее Хокусайкан хранятся выполненные мастером в конце жизни живописные панно: парные плафоны с изображениями мужской и женской стихий в виде волн, а также праздничная колесница.

Кацусика был первым японским мастером, признанным в европейских странах. Европейские художники увидели в японской гравюре, и в первую очередь в работах Кацусики, законченную и совершенную эстетическую систему, принципиально отличающуюся от художественных принципов европейского искусства и открывающую возможность иного восприятия привычных и повседневных явлений жизни.

Лит.: Собрание книжных иллюстраций Хокусая. Токио, 1971-1973. Т. 1-5 (на японском языке); Воронова Б. Г. Кацусика Хокусай. Графика. М., 1975; Hillier J. R. Hokusai paintings, drawings and woodcuts. 3rd ed. Oxf.; N. Y., 1978; Bowie Т. The drawings of Hokusai. Westport, 1979; Lane R. Hokusai, life and work. N. Y., 1989; Нагата С. Хокусай Кацусика. Каталог музея Хокусая. Токио, 1990. Т. 1-5 (на японском языке); Forrer М. Hokusai: mountains and water, flowers and birds. Munich; N. Y., 2004; Хокусай. Токийский национальный музей. Кат. Токио, 2005 (на японском языке); Виноградова Н. А. Хокусай. М., 2005; Иванова А. Кацусика Хокусай. СПб., 2006; Jonemura А. Hokusai. Wash., 2006. Vol. 1-2.              

А. И. Юсупова.