Кауэлл Генри

КАУЭЛЛ, Коуэлл (Cowell) Генри (Генри Диксон) (11.3.1897, Менло-Парк, штат Калифорния - 10.12.1965, Шейди, штат Нью-Йорк), американский композитор, пианист, музыковед, общественный деятель, педагог. Учился в Университете Беркли (1914-16, Калифорния) у Ч. Сигера (композиция), Э. Г. Стриклина (гармония) и У. Сэбина (контрапункт), затем в Институте музыкального искусства в Нью-Йорке. Выступал с концертами как композитор и пианист в США (с 1914), странах Европы (1923-32), в СССР (1929), на Кубе (1930). В 1925 году в Лос-Анджелесе основал общество «Новая музыка» (филиалы - в Сан-Франциско, Нью-Йорке и др.), которое осуществляло исполнение и издание произведений Ч. Айвза, К. Раглса, Л. Орнстайна, У. Ригтера, А. Шёнберга, А. фон Веберна и других композиторов 1-й половины 20 века. В 1929-1933 президент Панамериканской ассоциации композиторов (Нью-Йорк). Вместе с Л. С. Терменом проводил исследования в электроакустической студии в Нью-Йорке, изобретал новые музыкальные инструменты, среди которых - ритмикон (полиритмофон); сочинял музыку для этого инструмента (Концерт с оркестром, 1931). В 1931 в Берлине под руководством Э. фон Хорнбостеля изучал традиционную музыку Индии и Индонезии. В 1956-57 совершил поездку по Индии, Японии, странам Ближнего Востока с целью изучения их музыкальной культуры. В 1961 принял участие в международных музыкальных конференциях в Тегеране и Токио. Преподавал в вузах Нью-Йорка - Новой школе социальных исследований (1941-63) и Колумбийском университете (1949-65), а также в Консерватории Пибоди в Балтиморе (1951-56). Среди учеников: Дж. Кейдж, Л. Харрисон, Дж. Гершвин.

Реклама

Композитор-авангардист, представитель так называемой Американской пятёрки (наряду с Ч. Айвзом, К. Раглсом, У. Риггером, Дж. Беккером). Экспериментировал в области гармонии, ритма, тембра, формы, применял диссонантную тональность, политональность, модальность, микрохроматику, сонорику, кластерную технику («Приключения в Гармонии», 1913; «Динамическое движение», 1916), полиметрию и полиритмию («Романтический квартет», 1917; «Эвфометрический квартет», 1919), алеаторику («Мозаичный квартет», 1935). Использовал графическую нотацию («Фабрика», 1920), нетрадиционные приёмы игры, в том числе по струнам фортепиано («Эолова арфа», 1923; «Бэнши», 1925). После 2-й мировой войны сочинял в неоклассическом стиле. Обращался к музыкальному фольклору разных стран, использовал элементы китайской, японской, индийской, иранской традиционной музыки (13-я симфония «Мадрасская», 1958; 2 концерта для кото с оркестром, 1962, 1965). Автор 21 симфонии (1918-65) и других сочинений для оркестра, камерного ансамбля, фортепиано, голоса, музыки к театральным пьесам, хореографическим постановкам.

Соч.: New musical resources. N. Y., 1930. Camb.; N. Y., 1996.

Лит.: Сигида С. Американская пятерка // Музыкальная академия. 2002. №3; она же. Г. Кауэлл -учитель Дж. Кейджа // Дж. Кейдж: К 90-летию со дня рождения. М., 2004.

М. В. Переверзева.