Кауфман Ангелика

КАУФМАН (Kauffmann) Ангелика [Мария Анна Ангелика (Анжелика) Катарина] (30.10.1741, Кур, Швейцария - 5.11.1807, Рим), немецкий и швейцарский живописец. Училась у отца - австрийского живописца Йозефа Иоганна Кауфмана (1707-82). В 1742-57 годах жила в Италии, затем в различных городах Австрии (в 1757 помогала отцу расписывать приходскую церковь в Шварценберге), Германии и Италии [в Милане, Флоренции (с 1762 член Академии Художеств), Риме (1763-65 и 1782-1807; с 1765 член академии Святого Луки), Венеции (с 1781 член Академии Художеств) и др.]. В 1766-81 работала в Лондоне; первая женщина, избранная членом Королевской Академии Художеств. В 1781 году вышла замуж за итальянского художника-декоратора Антонио Дзукки (Цукки; Zucchi; 1726-96), работавшего с братьями Р. и Дж. Адам (смотри Адам). В Риме была дружна с И. И. Винкельманом, И. В. Гёте, А. Кановой.

Кауфман (Kauffmann) АнгеликаВ ранних картинах на мифологические сюжеты уподобление поз персонажей античной скульптуре, чёткий рисунок свидетельствуют об интересе к живописи А. Р. Менгса, о восприятии эстетических идей классицизма («Вакх и Ариадна», 1764, Художественный музей, Брегенц). В поздних работах появляется театральность («Гектор призывает Париса на битву», 1775; «Вергилий читает "Энеиду" Октавии и Августу», 1788; обе - Эрмитаж, Санкт-Петербург); в трактовке сюжетов ощущаются отзвуки искусства рококо. Под влиянием английской литературы были созданы картины «Прощание Абеляра и Элоизы» (до 1780, на сюжет из А. Поупа), «Безумная Мария» (на сюжет из Л. Стерна; обе - Эрмитаж, и др.), предвосхитившие обращение к подобным темам в живописи романтизма.

Реклама

Большой успех принесли Кауфман портреты представителей европейской знати и деятелей культуры: И. И. Винкельмана (1764, Кунстхаус, Цюрих), И. В. Гёте (1787, Национальный музей Гёте, Веймар; одно из наиболее значительных произведений Кауфман; оба созданы в Риме); «Леди Гамильтон в виде вакханки» (1797, частное собрание, Лондон), автопортреты (1780, Эрмитаж; 1788, галерея Уффици, Флоренция, и др.). В ранних работах Кауфман ещё использует схему барочного портрета; знакомство с английским портретом 18 века привнесло в её палитру колористическую звучность, свободу и живописность. Позднее, под влиянием П. Дж. Батони, Кауфман обращается к парадному и групповому портрету, изображая модели в интерьере или в пейзаже («Фердинанд IV Неаполитанский с семьёй», 1782, Музей Каподимонте, Неаполь; «Графиня А. С. Протасова с племянницами», 1788, Эрмитаж, и др.).

Лит.: Manners V. А., Williamson G. С. А. Kauffmann. L., 1924; А. Kauffmann und ihre Zeitgenossen. (Kat.). Bregenz; W., 1968; А. Kauffmann. Restaurierungen: Begleitheft zur Ausstellung. Bregenz, 1991; Федотова Е. Д. А. Кауфман. М., 2004.

Е. Д. Федотова.