Каурисмяки Аки

Каурисмяки (Kaurismäki) АкиКАУРИСМЯКИ (Kaurismäki) Аки (родился 4.4.1957, Ориматтила, Финляндия), финский режиссёр, сценарист, актёр, продюсер. Во 2-й половине 1970-х годов учился на факультете журналистики университета в Тампере, участвовал в работе киноклуба, редактировал киножурнал. В 1981 году Каурисмяки совместно с братом Микой поставил документальный фильм «Синдром озера Саимаа». В том же году братья основали кинокомпанию «Villealfa Filmproductions Оу». В 1987 Каурисмяки организовал собственную кинофирму «Sputnik Оу». Выступал как актёр в поставленных братом фильмах «Лжец» и «Никчёмные». В 1983 снял свой первый игровой фильм - «Преступление и наказание». Роман Ф. М. Достоевского стал поводом для раскрытия драмы молодого маргинала, бросающего вызов охваченной потребительским бумом Финляндии, стране «экономического чуда». Эта же тема в гротескном ключе развёрнута в фильмах «Союз Каламари» (1985) и «Гамлет идёт в бизнес» (1987, по мотивам «Гамлета» У. Шекспира), где проявилось увлечение Каурисмяки жанровым кино (гангстерскими «чёрными» фильмами). Свой индивидуальный стиль Каурисмяки окончательно обрёл в первой «пролетарской трилогии» - «Тени в раю» (1986), «Ариэль» (1988), «Девушка со спичечной фабрики» (1990). Сочетая режиссёрскую и продюсерскую деятельность, Каурисмяки стал ведущим деятелем нового финского кино, привлёк к нему внимание за рубежом. Вместе с тем его глубоко национальное творчество испытало воздействие русской, американской и французской культуры. Работая с актёрами-минималистами М. Пеллонпяа и К. Оутинен, Каурисмяки создал образ современного изгоя-алкоголика, «гордого финна со славянской душой», не чуждого романтики, способного как на низменные, так и на благородные поступки. В фильмах о «ленинградских ковбоях» («Ленинградские ковбои едут в Америку», 1989, «Ленинградские ковбои встречают Моисея», 1994) сотрудничал с пародийной финской рок-группой «Ленинградские ковбои», имитировавшей сибирских колхозников и объехавшей с гастролями Старый и Новый Свет. В 1999 году поставил фильм «Юха» в традиции и технике чёрно-белого немого кино. Вторая «пролетарская трилогия» Каурисмяки посвящена Финляндии рубежа 20-21 веков («Вдаль уплывают облака», 1996; «Человек без прошлого», 2002, премия Международного  кинофестиваля в Канне; «Огни городской окраины», 2006). Работает за рубежом («Я нанял убийцу», Великобритания, 1990; «Жизнь богемы», Франция, 1992, по роману А. Мюрже), интерпретируя мифы европейской культуры с позиции убеждённого провинциала.

Реклама

В произведениях Каурисмяки ощущается ностальгия по патриархальному миру; пронизывающее их чувство одиночества в сочетании с романтичной надеждой на его преодоление позволило критике назвать Каурисмяки «Бергманом эпохи постмодерна». Работает на ТВ, является одним из организаторов единственного в мире кинофестиваля за полярным кругом - «Полуночное солнце» (1986, Ювяскюля). Автор и соавтор сценариев своих фильмов.

Соч.: I hired а contract killer. Hels., 1990; Mies vailla menneisyytta. Hels., 2003.

Лит.: Cowie Р. Finnish cinema. 2nd ed. Hels., 1976; Connah R. К/К: а couple of finns and some D. Ducks. Hels., 1991; Bagh Р. von. А. Kaurismaki. Hels., 2006; Плахов А., Плахова Е. А. Каурисмяки. Последний романтик. М., 2006.

А. С. Плахов.