Кавальери Эмилио
КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri) Эмилио де (около 1550, Рим - 11.3.1602, там же), итальянский композитор. Из аристократической семьи (отец, архитектор Томмазо К., - близкий друг Микеланджело). В 1572-87 занимал разные административные должности в Риме. Состоял в свите великого герцога Тосканского Фердинандо Медичи (Флоренция), руководил как композитор и хореограф торжествами по случаю его свадьбы (1589; сохранились 2 мадригала и финал, написанные Кавальери для театрализованных интермедий), был придворным суперинтендантом изящных искусств. Выполнял дипломатические поручения Медичи при папском дворе. Вопреки распространённому мнению, Кавальери не входил во Флорентийскую камерату, был серьёзным соперником Я. Пери и Дж. Каччини, создал отличный от флорентийского стиль монодии с сопровождением. В 1600, вернувшись в Рим, сочинил «Диалог Юноны и Минервы» к свадьбе Марии Медичи и Генриха IV во Флоренции (музыка не сохранилась). Главное сочинение Кавальери - «Представление о Душе и Теле» (либретто А. Манни, 1600, капелла Святого Распятия церковь Сан-Марчелло, Рим); характер сценического действия и музыкальная стилистика (монодия как господствующий принцип, инструментальной интермедии, танцы, интонационные и жанровые характеристики персонажей, поющих соло и ансамблем) позволяют отнести его к ранним образцам жанра оперы на духовный сюжет (многие исследователи ошибочно считали его первой ораторией). Аллегорические персонажи (Душа, Тело, Разум, Совесть, Наслаждения, Мир, Мирская жизнь, Ангел-хранитель, Ангелы, Блаженные и осуждённые души) разыгрывают действо о смысле человеческой жизни. В предисловии к «Представлению...» Кавальери дал ценные сведения о характере театрального действия, инструментах и вокальной мелизматике, впервые подробно описал принцип цифрованного баса. Создал также пасторали «Сатир», «Отчаяние Филена», «Игра в жмурки» (на тексты Л. Гвидиччони, не сохранились); литургические сочинения: «Плачи пророка Иеремии», респонсории Страстной недели (1599-1600). Нотные издания: Les fêtes du mariage de Ferdinand de Мédicis et de Christine de Lorraine... / Éd. critique par D. Р. Walker. Р., 1963; Rappresentazione di Anima е di Corpo / Hrsg. von Е. Funk. Z., 1975; Lamentations and responsories of 1599 and 1600 / Ed. М. Bradshaw. Neuhausen; Stuttg., 1990.
Реклама
Лит.: Bradshaw М. С. Cavalieri and early monody // Journal of Musicology. 1991. Vol. 9. № 2; Батова М. Э. де’Кавальери: прогулка с остановками на исторических перекрестках // Старинная музыка. 1998. № 2; она же. Stile recitativo: «речитативный стиль»? // Слово и музыка. М., 2002; Kirkendale W. Е. de’Cavalieri «Gentiluomo Romano». Firenze, 2001; idem. La favola della «nascita dell’ opera» nella Camerata fiorentina demitizzata da Е. de’Cavalieri // Rivista italiana di musicologia. 2002. Vol. 37. № 1.
М. П. Батова.