Каяо

КАЯО (Каюэ, Цяюэ), археологическая культура бронзового века в верховьях реки Хуанхэ (на территории современной провинции Цинхай, Китай). Названа по могильнику Каяо, впервые исследованному в 1923 Ю. Г. Андерсоном, который отнёс находки к культуре Сыва. Выделение каяо в особую культуру обосновал Ся Най в 1949 году, основные памятники раскопаны в 1980-е годы. Традиционно каяо датировали 9-6 веками до нашей эры; радиоуглеродные методы датирования позволили удревнить памятники до 17-16 века. Преобладают погребения в овальных или подтреугольных ямах, есть в каменных ящиках; могилы - грунтовые или впускные в насыпь кургана. Для покойников на дне ям часто выкапывались дополнительные подпрямоугольные углубления, длинные стенки которых нередко обшивали тёсом, перекрывали короткими поперечными, реже продольными плахами. В основном трупоположения, вытянутые на спине, головой на север; есть ничком, скорченные на боку, вторичные (иногда трупосожжения). Выше мужских погребений (на уступе) часто находят кости лошади (возможно, шкура или чучело коня); встречаются кости коров, овец, собак. Детей обычно хоронили в 2 керамических корчагах, соединённых горловинами. Есть богатые могилы (сотни предметов, в том числе престижное бронзовое оружие; сопогребения, в том числе в нишах; по-видимому - жертвы), но большинство - без инвентаря или с 1-2 сосудами. Круглые и подквадратные полуземлянки с очагом посредине, прямоугольные наземные дома (редко двухкамерные), пол в которых покрывался слоем глины или утрамбованной земли, в центре - каменный очаг, по периметру могли делать галечные выкладки. Каменные топоры, заступы, жатвенные ножи, литейные ковши; молоты из мрамора; костяные лопаты, шилья, иглы, пряслица; колчаны из бересты; бронзовые секиры, топоры, ножи, зеркала, наконечники стрел, бубенцы, бляшки, изображения людей и домашних животных и др. Некоторые изделия близки находкам раннего периода Шан (Инь). Аналоги навершиям с фигурками животных есть в позднем бронзовом веке Южной Сибири, колоколовидным подвескам - в раннем железном веке западносибирской лесостепи. Сходство типов оружия (втульчатые топоры с петлёй на обушке) и стилистических особенностей личин на небольших скульптурах каяо с изображениями на оленных камнях Монголии, а также аналогии фигур оленей и кошачьих со звериным стилем Северной Азии легли в основу гипотезы об участии каяо в формировании культуры оленных камней. Характерна керамическая посуда с плоским или вогнутым дном, раздутым туловом, парой боковых ручек от венчика к плечикам. Первая группа - высокие кувшины с выделенной шейкой; в орнаментике - черты постандроновских культур Северной и Средней Азии (смотри Андроновская культура): меандр, ряды заштрихованных равнобедренных треугольников, зональность. Вторая группа характеризуется приземистостью форм, в орнаментике - рядами профильных фигурок козлов, оленей, поясами из простых широких линий на шейке сосуда или из параллельных рядов треугольников, направленных вершинами друг к другу так, что треугольники одного ряда расположены между треугольниками другого. Прослеживается сходство с керамикой культур Цицзя и Синьдянь, а также с культурой Мацзяяо (возможно, генетическое). В основе хозяйства - выращивание проса и скотоводство (овцы, крупный рогатый скот). Китайские исследователи считают, что каяо оставлена племенами древних цянов, которые, по данным китайской эпиграфики и летописей, населяли территорию Ганьсу-Цинхайского нагорья в эпохи Шан и Чжоу, а затем переместились на Тибетское нагорье, где приняли участие в этногенезе тибетцев.

Реклама

Лит.: Ковалев А. А. О происхождении культуры оленных камней // Евразия сквозь века. СПб., 2001; Се Дуаньцзюй. Гань-Цин дицюй шицянь каогу. Пекин, 2002; Чжунго каогусюэ: Ся Шан цзюань. Пекин, 2003.

С. А. Комиссаров, А. И. Соловьёв.