Каяпо

КАЯПО, кайапо, каиапо (на языках тупи - подобные обезьянам),

1) индейский народ (южный каяпо), вероятно, группы же на юго-западе Бразилии. Жили в верхнем и среднем течении реки Парана и по её правым притокам (юго-восток штата Мату-Гросу, северо-запад штата Сан-Паулу, запад штата Минас-Жерайс и юг штата Гояс). Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. В 17-19 веках вымерли или ассимилированы бразильцами.

2) Индейский народ группы северных же (северные каяпо) в Центральной Бразилии. Самоназвание - ме бе нгокре (буквально - люди, живущие там, где стекаются реки). Живут в бассейне реки Шингу на индейских территориях (AI) в штатах Пара, Токантинс и на севере штата Мату-Гросу. Численность около 7,5 тысяч человек. Язык каяпо северной ветви же языков. Около 50% владеют также португальским языком. Сохраняют традиционные верования, около 35% - католики.

КаяпоДо 18 века жили в месте слияния рек Токантинс и Арагуая (вероятно, отсюда самоназвание). Каяпо  делятся на группы гороти, шикрин и вымерших иран-амрань-ре. Гороти (самоназвание кумреньч) подразделяются на мекрагноти (северные - в AI Бау, центральные - в AI Кубенкокре и Пукану, южные - в AI Метуктире и Капото в штате Мату-Гросу; тшукаррамае - с 1963 живут на севере Национального парка Шингу) и горотире (собственно горотире - в AI Горотире и Кикретум; кокраймор - в AI Кокрайморо; карарао - в AI Карарао; кубенкранкень - в AI Кубенкранкень и Аукре). В состав шикрин, кроме собственно шикрин (самоназвание - пурукарвит) в AI Катете и Триншейра/Бакажа, входили вымершие кокорекре и джо-ре. Иран-амрань-ре подразделялись на крен-ре, ньянгагакрин, кубен-кен-кам-ме-мрань и межотир. Отдельные группы каяпо враждовали друг с другом. Контакты с пришлым населением с начала 19 века, постоянные контакты - с 1950-х годов. Христианство распространялось с конца 19 века. Долго сопротивлялись бразильскому правительству. Первыми (1936) умиротворены горотире, некоторые племена (шикрин) продолжали вооруженные конфликты до 1980-х годов. Не менее 6 общин каяпо сохраняют изолированный образ жизни, полностью избегая контактов с внешним миром. С 1980-х годов каяпо активно участвуют в движении в защиту своих политических и экономических прав, выступая против лесо- и золотодобытчиков. Ныне золотые прииски находятся под контролем каяпо. Они - организаторы съезда аборигенных народов Амазонии в г. Алтамира (штат Пара) в 1989. Лидеры политического движения каяпо - вожди Раони и Бепкороти. Многие каяпо занимаются предпринимательством (в частности, экспортируют ореховое масло для американских косметических фирм).

Реклама

Традиционная культура типична для индейцев тропических лесов Южной Америки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (батат, сахарный тростник, бананы, маниок, табак и др.), охотой с копьями и луком, собирательством. Развито плетение. До конца 20 века пищу готовили на открытом огне и в золе. Практиковалась геофагия. Сохраняются круглые поселения с одним или двумя мужскими домами (нгобе) в центре. Жилище каркасное, обмазанное глиной, крытое пальмовыми листьями; внешний торец слегка закруглён и шире, чем внутренний. Деревенская община делится на  восточную и западную экзогамные половины, каждая со своим мужским домом, вождём и советом во главе с шаманом (ваянга). Счёт родства матрилинейный, брак уксорилокальный. Система терминов родства бифуркативная с элементами генерационного скоса типов «кроу» и «омаха». Слияние альтернативных поколений проявляется в общности терминов для невестки и матери мужа. Сиблинги делятся по полу. Особые отношения связывают детей с сестрой их отца. Родственники объединяются в билатеральные группы (омбиква, буквально - мои люди). Братьям и ортокузенам запрещено брать жён из одного домохозяйства. Имеются 8 общеплеменных наследственных имён; мальчики наследуют имена от деда или брата матери, девочки - от бабки или сестры отца. Вместе с именами передаются ритуальные предметы (некреч). Большое значение имеют институты приёмных и ритуальных родителей (крабджуо), которые выбираются из неродственников. Членство в половинах наследуется от приёмных родителей (и таким образом не имеет отношения к реальным родственным связям) и вступает в силу после приёма юноши в мужской дом. Распространён обычай кувады. Во время церемонии присвоения младенцу имени (праздник Коко) мужчины танцуют в масках, изображающих обезьян. Мальчики (дйокре) с 10 до 17 лет воспитываются в мужском доме, затем проходят инициацию (во время испытаний юноши выдерживают укусы ос, поедают мясо анаконды и ягуара) и становятся воинами (мероронуре). Характерное оружие - дубинка (копкамюр) в форме меча из твёрдого дерева; атрибутами ваянга были каменные двойные топоры. Одежда отсутствовала. Мужчины носили фаллокрипт (мюдйик), сплетённый из листьев пальмы. И мужчины, и женщины носят характерную причёску (йокар): отращивают длинные волосы, надо лбом выбривают треугольник до макушки. У мужчин в нижней губе - лабретки (ака како), выкрашенные в красный цвет, различающиеся в зависимости от ранга и авторитета; у тшукаррамае они достигают диаметра 10 см. Дети носят ушные вставки, которые затем заменяются спускающимися на грудь бисерными украшениями. Шейные украшения состоят из перламутровых пластинок, зубов хищных зверей и бисера. Верхние части рук обвязывают шнурком, украшенным перьями и бисером. Во время праздников надевают головные уборы из птичьих перьев и колпаки (кутоп) из пчелиного воска. Практикуется ритуальная раскраска лица и тела. Характерны конические курительные трубки (варикоко), заимствованные во 2-й половине 19 века у каража. В представлениях каяпо Вселенная состоит из многих, расположенных друг над другом миров. Каяпо  верят, что их предки первоначально жили на небе; бог дождя и грозы Бебгоророти даровал им огонь и выточил первую мечеподобную дубинку. Характерен миф о двух братьях-великанах, убивших орла-людоеда, чтобы освободить человечество. Умерших хоронят в сидячем положении лицом на восток.

Каяпо

Лит.: Hornborg А. Dualism and hierarchy in lowland South America. Uppsala, 1988; Verswijver G. Kaiapo. Materielle Kultur-spirituelle Welt. Fr./М., 1995; idem. Mekranoti: living among the painted people of the Amazon. Munich; N. Y., 1996; Fuerst R. Xikrin. Hommes oiseaux D’Amazonie. Mil., 2006.

А. А. Матусовский; Г. В. Дзибель (социальная структура).