Кайзер Райнхард
КАЙЗЕР (Keiser) Райнхард (крещён 12.1.1674, Тойхерн, близ Вайсенфельса, Тюрингия - 12.9.1739, Гамбург), немецкий композитор. Из семьи органиста. В 1685-92 учился в Школе при церкви Святого Фомы в Лейпциге. С 1694 года придворный камер-композитор в Брауншвайге, где поставил несколько своих опер. Не позднее 1697 перебрался в Гамбург, в 1703-09 был одним из руководителей Гамбургского оперного театра (смотри Гамбургская государственная опера), для которого создал большинство опер, в том числе «Клавдий» (1703), «Навуходоносор» (1704). В 1700-01 капельмейстер организованных им «Зимних концертов», игравших заметную роль в музыкальной жизни Гамбурга. После финансового краха гамбургского театра (1718) Кайзер работал в Штутгарте, написал несколько опер для Копенгагена (получил титул датского королевского капельмейстера). В 1723 году вернулся в Гамбург, где в 1728 сменил своего друга И. Маттезона на посту кантора городского собора. В 1731 году посетил Россию, где написал «Русские песни с вариациями» для 2 скрипок и баса.
Кайзер - виднейший немецкий оперный композитор эпохи барокко, автор около 70 опер (при его жизни не публиковались). Ранние оперы («Адонис», 1697, и др.) близки операм Ж. Б. Люлли, И. З. Куссера и А. Стеффани, с 1700-х годов складывался самобытный оперный стиль Кайзера («Римские волнения, или Великодушная Октавия», 1705; «Высокомерный, поверженный и вновь возвысившийся Крёз», 1711). В своём творчестве Кайзер объединил немецкую традицию с лучшими достижениями оперного искусства Италии и Франции. Оперы Кайзера были популярны благодаря мелодическому дару композитора (Маттезон называл Кайзера «царём пения»), мастерству речитатива, искусной оркестровке, сценичности. «Великодушная Тамирис» (1717) - ранний образец оперы-сериа (без побочной комедийной интриги). Хотя большинство его опер написано на мифологические и историко-легендарные сюжеты, Кайзер первым из немецких оперных композиторов обратился к народно-бытовой тематике («Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман», 1725, и др.). Комическая опера «Забавный принц Йоделет» (1726) положила начало национальной традиции в этом жанре. Художественные находки Кайзера оказали непосредственное воздействие на творчество Г. Ф. Генделя и предвосхитили достижения И. А. Хассе, К. В. Глюка и В. А. Моцарта. Среди других сочинений - «Нравственная забава» («Gemüths-Ergötzung», 7 кантат, 1698), 9 кантат (1713), «Музыкальное земное удовольствие, моральные кантаты» (1714); оратории, мессы, псалмы.
Реклама
Лит.: Wolff Н. Chr. Die Barockoper in Hamburg (1678-1738). Wolfenbüttel, 1957. Bd 1-2; Zelm К. Die Opern R. Keisers. Мünch., 1975; Meyer R. Die Hamburger Oper, 1678-1730. Millwood, 1984; Роллан Р. Опера в Германии // Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. М., 1986. Вып. 1; он же. Истоки оперы в Германии //Там же. М., 1987. Вып. 2; Koch К. Р. R. Keiser: Leben und Werk. 2. Aufl. Hohenmölsen, 2000.