Казан Элиа

Казан КАЗАН (Kazan; настоящая фамилия Казанжоглу, Kazanjoglou) Элиа (7.9.1909, Стамбул - 28.9.2003, Нью-Йорк), американский режиссёр. Родился в семье греков, в 1913 году эмигрировавших в США. Учился на факультете драмы Йельского университета. С 1932 актёр и помощник менеджера в «Груп тиэтр» (Нью-Йорк). С 1935 режиссёр этого театра. В конце 1930-х годов поставил несколько документальных короткометражных фильмов. Первый игровой фильм «Дерево растёт в Бруклине» (1945), как и последующие - «Джентльменское соглашение» (премия «Оскар»), «Бумеранг» (оба 1947), «Пинки» (1949), «Паника на улицах» (1950, премия Международного  кинофестиваля в Венеции) - отмечены вниманием к острым социальным проблемам (антисемитизм, коррупция в судебной системе, расизм, рост преступности), достоверностью атмосферы и некоторой театральностью. В конце 1940-х годов вместе с Л. Страсбергом возглавил в Нью-Йорке Актёрскую студию, где на основе переосмысления Станиславского системы выросла плеяда звёзд американского кино 1950-х годов - М. Брандо, Д. Дин, П. Ньюмен, Р. Стайгер и др. В это же время стал ведущим режиссёром Бродвея, осуществив постановки пьес Т. Уильямса («Орфей спускается в Ад», «Трамвай "Желание"», «Стеклянный зверинец») и др. В киноверсии «Трамвай "Желание"» (1951, премия Международного кинофестиваля в Венеции) впервые обратился к теме, ставшей центральной в его творчестве, - победе плотского над духовным. Разрыв с левой идеологией и антикоммунизм Казана предопределили его сотрудничество с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в годы маккартизма, что привело к противостоянию либеральному Голливуду. В своих последующих работах Казан мрачно и талантливо демонстрирует как неизбежность, так и бесполезность борьбы за социальную справедливость. Лучшие фильмы режиссёра 1950-х годов («Да здравствует Сапата!», 1952, - о Мексиканской революции; «В порту», 1954, - о коррупции в профсоюзах, премия Международного кинофестиваля в Венеции, премия «Оскар»; «К востоку от рая», 1955, - о конфликте отцов и детей, премия Международного кинофестиваля в Канне) демонстрируют крах романтичного идеализма и победу инстинктов. В фильме «Лицо в толпе» (1957) Казан предупреждал об угрожающем наступлении телевидения, превращающего массы в игрушку политических авантюристов. Пессимистический взгляд режиссёра на историю, прогресс и человека ярче всего выражен в фильме «Америка, Америка» (по собственному сценарию - о судьбе своего деда, переехавшего в США; 1963, премия Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Блестящие актёрские ансамбли, доведённая до натурализма живая проработка фона и атмосферы действия, запоминающиеся в своей противоречивости персонажи, ставят его работы 1950-х и начала 1960-х годов в число лучших достижений американского кино, несмотря на театральность и традиционность киноязыка. В 1960-е годы Казан ставил в различных театрах пьесы Т. Уильямса, Р. Андерсона, У. Инджа, А. Миллера, был одним из директоров репертуарного театра при Линкольнском центре драматических искусств. Автор романов, в том числе «Сделка» («The Arrangement», 1967, одноимённый фильм - 1969) и «Убийцы» («Assasins», 1972). В 1972 вышел фильм «Посетители», где Казан снова обратился к социальной проблеме - моральной деградации участников войны во Вьетнаме. Завершающий творчество режиссёра фильм «Последний магнат» (по Ф. С. Фицджералду, 1976) не имел успеха прежних работ. Почётная премия Международного кинофестиваля в Берлине (1996), почётная премия «Оскар» (1999).

Реклама

Соч.: America, America. N. Y., 1962; The arrangement. N. Y., 1967; The assasins. N. Y., 1972; The understudy. N. Y„ 1975; А life. N. Y., 1988.

Лит.: Ciment М. Kazan on Kazan. L., 1973; Утилов В. А. Сумерки цивилизации. XX век в образах западного киноэкрана. М., 2001.

В. А. Утилов.