Кедров Михаил Николаевич

Кедров Михаил НиколаевичКЕДРОВ Михаил Николаевич [21.12.1893(2.1.1894), Москва - 22.3.1972, там же], российский актёр, режиссёр, педагог, народный артист СССР (1948). Сын священника, учился в духовной семинарии, затем в Московском институте народного хозяйства, с 1920 в Театральной студии имени А. С. Грибоедова (педагог В. В. Лужский), в начале 1920-х годов также во Вхутемасе у скульптора А. С. Голубкиной. С 1922 актёр 2-й студии МХТ, с 1924 во МХАТе. С 1936 в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского, в 1938-48 художественный руководитель. С 1946 года художественный руководитель МХАТа, в 1949-55 главный режиссёр, с 1955 член художественного совета, в 1960-63 председатель художественной коллегии.

Среди лучших ролей - Манилов («Мёртвые души» по Н. В. Гоголю), Захар Бардин («Враги» М. Горького), Тартюф («Тартюф» Мольера), Мирон Горлов («Фронт» А. Е. Корнейчука). В образах, созданных Кедровым, тонкое чувство художественной правды сочеталось с глубоким постижением сущности характера, пластической выразительностью сценической формы. На сцене МХАТа поставил спектакли: «В людях» по Горькому (1933), «Враги» Горького (с Вл. И. Немировичем-Данченко, 1935), «Глубокая разведка» А. А. Крона (1943; Государственная премия СССР, 1946), «Зелёная улица» А. А. Сурова (1948; Государственная премия СССР, 1949), «Чужая тень» К. М. Симонова (1949; Государственная премия СССР, 1950), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951; Государственная премия СССР, 1952), «Зимняя сказка» У. Шекспира (1958), «Над Днепром» Корнейчука (1961), «Ревизор» Гоголя (1967). Умение глубоко вскрыть драматический конфликт и выстроить активное сценическое действие - отличительная особенность режиссёрского искусства Кедрова. С 1930-х годов вёл педагогическую работу в ВТО и др. С 1949 педагог-консультант Школы-студии МХАТ. Снимался в кино («Томми», «Любовь и ненависть»). Награждён орденом Ленина.

Лит.: Владимирова З. В. Каждый по-своему. М., 1966.