Кекчи

КЕКЧИ (самоназвание - q’eqchi’), индейский народ группы майя в Центральной Америке. Живут в Центральной Гватемале (852 тысячи человек, 2002, перепись; север департамента Альта-Верапас и департамент Исабаль, юг департамента Эль-Петен, восток департамента Эль-Киче), на юго-западе Белиза (15 тысяч человек, запад округа Толедо и пограничные районы округов Станн-Крик и Кайо) и северо-западе Сальвадора (свыше 12 тысяч человек, департамент Санта-Ана). Язык составляет подгруппу в группе киче ветви киче-мам майя языков. Письменность на основе латинского алфавита. Литературный язык на основе диалекта города Кобан в Альта-Верапасе. Кекчи - католики, небольшое число протестантов.

Кекчи Предки кекчи мигрировали в Горную Гватемалу в 10-12 веках, что привело к падению здесь классической культуры майя. До испанского завоевания жили в основном на территории департаментов Альта-Верапас и Баха-Верапас. Создали раннегосударственные образования (крупнейшие - с центрами в Кобане и Кахабоне в Альта-Верапасе). Покорены испанцами в 1528 году после ожесточённого сопротивления, впоследствии неоднократно восставали. В конце 19 - начале 20 века часть кекчи мигрировала в Белиз.

Реклама

Традиционная культура типична для индейцев Мезоамерики. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (кукуруза, фасоль, тыквы и др.), охотой, рыболовством и собирательством. Среди кекчи Белиза распространяется рисоводство. Развиты гончарство, ткачество, плетение, изготовление масок и музыкальных инструментов. Многие работают по найму на плантациях. Сохраняется женский костюм - синяя запашная или сшитая в сборку юбка, белый уипиль (в Кобане - с вышивкой). Распространены расширенные билатеральные семьи. Местами сохраняются патрилинейные линиджи. Практикуется брачный выкуп или временная уксорилокальность. Бытуют дохристианские земледельческие обряды, культы предков, богов дождя, гор, пещер, связанные с культом Креста, пережитки промысловых культов; имеются колдуны, прорицатели, знахари, знатоки древнего календаря, линиджные святилища, служащие местом захоронения, мифология и фольклор; в некоторых общинах хранятся священные книги раннеколониального времени с записями мифов и исторических хроник. По католическим праздникам устраиваются костюмированные шествия, представления и танцы (Оленя, Обезьяны и т.д.): участники танцуют в масках с погремушками и с маленькими зеркалами, свисающими на грудь и спину.

Лит.: Sapper D. Е. Costumbres у creencias religioses de los indios Queckchi // Annales de la Sociedad de Geografia е Historia de Guatemala. 1925. Vol. 2. №2; Thompson Е. Ethnology of the Mayas of southern and central British Honduras. Chi., 1930; Termer F. Etnologia у etnografia de Guatemala. Guatemala, 1957; Studies in К’ekchi. Austin, 1976; Wilk R. Household ecology: economic change and domestic life among the Kekchi Maya in Belize. Tucson, 1991; Pettersen С. L. The Maya of Guatemala, their life and dress. Guatemala, 1995; Wilson R. Maya resurgence in Guatemala: Q’eqchi’ Experiences. Norman; L., 1995; Kahn Н. Е. Seeing and being seen: the Q’eqchi’ Maya of Livingston, Guatemala, and Beyond. Austin, 2006.

А. А. Бородатова.