Кенигсон Владимир Владимирович

Кенигсон Владимир ВладимировичКЕНИГСОН Владимир Владимирович [25.10(7.11).1907, Симферополь - 17.11.1986, Москва], российский актёр, народный артист СССР (1982). С 1926 года, по окончании студии при Симферопольском театре, принят в труппу, затем работал в Куйбышеве (ныне Самара), Днепропетровске. Среди ролей: Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского), Фердинанд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера), Уриель Акоста («Уриель Акоста» К. Гуцкова), царь Фёдор Иоаннович («Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого), Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Костя-капитан («Аристократы» Н. Ф. Погодина), Яков Свердлов («Большевик» Д. Дэля), Теодоро («Собака на сене» Л. Ф. де Веги Карпьо). В 1942-49 годах в московском Камерном театре под руководством А. Я. Таирова: Родольф («Мадам Бовари» по Г. Флоберу), Мануэль («Дама-невидимка» П. Кальдерона де ла Барки), Куслап («Жизнь в цитадели» А. М. Якобсона) и др. С 1951 в Малом театре, где вскоре выдвинулся в число ведущих актёров. В историю Малого театра вошли его роли: Следователь («Живой труп» Л. Н. Толстого), Гонзага («Эмилия Галотти» Г. Лессинга), Франк Савен («Ночной переполох» М. Ж. Соважона, постановка Кенигсона, 1957), Пётр («Власть тьмы» Л. Н. Толстого), Стайн («Ярмарка тщеславия» по У. Теккерею), Шабельский («Иванов» А. П. Чехова), Неизвестный («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Паскуалино («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. Де Филиппо), Сиплый («Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского), Кучумов («Бешеные деньги» А. Н. Островского), Кречинский («Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина), Кемской («Фальшивая монета» М. Горького), Порфирий Головлёв («Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину), Бедьяр («Незрелая малина» И. Губача), Юсов («Доходное место» Островского) и др.

Реклама

Кенигсона отличало тонкое чувство стиля и жанра литературного произведения, высокая культура сценической речи; для его актёрской манеры характерны графическая чёткость пластического рисунка, внутренняя энергия при внешней сдержанности. Его герои, будь то потомственный аристократ или вор в законе, были неизменно (однако каждый по-своему) элегантны. В кино дебютировал в 1950 (генерал Кребс - «Падение Берлина», Государственная премия СССР). Среди других фильмов: «Огненные вёрсты», «Дело "пёстрых"», «Друзья и годы», «Два билета на дневной сеанс», «Майор Вихрь», «Последняя жертва».