Кереки

КЕРЕКИ (самоназвания: анкалгакку - приморские люди, аракыкку), народ в России. Последний представитель кереков умер в 2005 году. По переписи 2002, кереками себя записали 8 человек. Жили в селе Майно-Пыльгино в Беринговском районе Чукотского автономного округа. Говорили в основном по-чукотски и по-русски, пассивно сохранялся также керекский язык.

Первоначально занимали побережье Берингова моря от Анадырского лимана до устья реки Опука. По предположению В. Г. Богораза, кереки произошли в результате смешения коряков (чавчувенов и олюторцев) и чукчей с эскимосами. Археологи выделяют древнекерекскую археологическую культуру (с 1-й половины 1-го тысячелетия до нашей эры), происхождение которой связывают с общим протоэскалеуто-ительменским этническим пластом (Н. Н. Диков). Выделялись группы наваринских, или майно-пыльгынских (самоназвание ыйулалгалакку - верхние), и хатырских (самоназвание иутылалгакку - нижние) кереков. В 19-20 века кереков обычно относили к корякам. По переписи 1897, насчитывалось 102 керека. В 20 веке почти полностью ассимилированы чукчами. В 2000 году включены в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Реклама

Кереки занимались рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак (нарты и упряжка  восточносибирского, или чукотско-корякского, типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство. Рыбу заготавливали впрок. Для морской охоты применялись особое гарпунное устройство (так называемая керекская спица) и лук со стрелами. При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х годов использовали дубинку (кэлюунэн) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки. Зимние поселения включали 1-3 большие землянки, в каждой - по несколько семей. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами. Был развит шаманизм; шаман имел специальную ритуальную одежду. Рядом с керекскими поселениями имелись жертвенные места - скопления моржовых черепов с воткнутой китовой челюстью и пр. Фольклор близок к корякскому, ительменскому, чукотскому; бытовал цикл сюжетов о Вороне Куки (Кутхе).

Лит.: Шнакенбург Н. Б. Нымыланы-кэрэки // Советский Север. 1939. №3; Леонтьев В. В. По земле древних кереков. Магадан, 1976; он же. Этнография и фольклор кереков. М., 1983.

Е. П. Батъянова.