Кершенштейнер Георг

Георг КЕРШЕНШТЕЙНЕР, Кершенштайнер (Кегschensteiner) Георг (29.7.1854, Мюнхен - 15.1.1932, там же), немецкий педагог, теоретик гражданского воспитания и трудовой школы. Окончил Мюнхенский университет (1883), преподавал в коммерческих училищах и гимназиях в Нюрнберге, Швайнфурте, Мюнхене.

В 1895-1919 городской школьный советник в Мюнхене. С 1920 профессор Мюнхенского университета. В своих трудах подверг критике традиционную народную школу и гимназию, нуждавшихся, по мнению Кершенштейнера, в такой системе образования и воспитания, которая обеспечивала бы подготовку из детей и подростков благонамеренных граждан, добросовестных и инициативных в области своей профессиональной деятельности работников. Главным средством такого воспитания Кершенштейнер  считал трудовую школу, сущность которой заключалась в том, чтобы вооружить учащихся минимумом знаний и максимумом умений и навыков, характерных для данной отрасли практической деятельности, а также соответствующими гражданскими убеждениями. Кершенштейнер  не распространял «трудовой принцип» на средние школы (гимназии и реальные училища), был сторонником двойственной системы обучения. В народных (массовых) школах Кершенштейнер считал нужным широко использовать различные виды ремесленного труда, самостоятельные лабораторные работы, практические занятия, ручной труд на уроках общеобразовательных дисциплин. Собственно профессиональная подготовка, по Кершенштейнеру, должна осуществляться в так называемых дополнительных школах для работающих подростков, имеющих образование в объёме народной школы. Дополнительные школы создавались обычно для рабочих одной профессии, к потребностям которой здесь приспосабливалось изучение всех учебных предметов. В тесной связи с концепцией трудовой школы у Кершенштейнера выступала теория гражданского воспитания, наиболее полно изложенная в книгах «Понятие гражданского воспитания» («Der Begriff der staatsburgerlichen Erziechung», 1910) и «Понятие трудовой школы» («Der Begriff der Arbeitsschule», 1912). В них Кершенштейнер  рассматривал народную школу и армию как наиболее действенные государственные воспитательные институты.

Реклама

Реализуя свои идеи, Кершенштейнер  перестроил учебные планы народных школ Мюнхена, отводя большое место в них практической математике, естествознанию и рисованию. Реформаторские идеи Кершенштейнера оказали значительное влияние на развитие педагогический теории и школьной практики в Европе первых десятилетий 20 века.

Соч.: Betrachtungen zur Theorie des Lehrplanes. Мünch., 1899; Избр. соч. М., 1915; Основные вопросы школьной организации. 2-е изд. П., 1920; Theorie der Bildung. 3. Aufl. Lpz., 1931; Das Grundaxiom des Bildungsprozesses und seine Folgerungen für die Schulorganisation. 8. Aufl. Мünch., 1958.

Лит.: Пискунов А. И. Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики). М., 1963; Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981; Джуринский А. Н. История педагогики. М., 1999; Gonon Ph. G. Kerschensteiner. Darmstadt, 2002.

А. И. Пискунов.