Кертиц Майкл
КЕРТИЦ, Кёртис (Curtiz) Майкл (настоящие имя и фамилия Михай Кертес, Kertész) (24.12.1886, по другим данным, 1888, Будапешт - 10.4.1962, Голливуд, Лос-Анджелес), венгерский и американский режиссёр. Родился в семье архитектора и оперной певицы. С 11 лет выступал как актёр (дебютировал в опере с участием матери). С 17 лет участвовал в представлениях бродячего цирка, затем играл в различных театральных труппах. В кино с 1912 года. Учился в Королевской академии изящных искусств (Будапешт). Работал в Швеции ассистентом В. Шёстрёма. В 1910-х годах поставил в Австро-Венгрии около 30 фильмов, пользовавшихся успехом («Банк-бан» по пьесе Й. Катоны, 1914, «Лулу», 1918, и др.). В 1922 покинул страну, в Европе поставил ряд эпических фильмов («Содом и Гоморра», 1922-23, «Рабыня-царица», 1924, и др.). С 1926 года в США. Получив известность постановкой фильма «Ноев ковчег» (1929), стал одним из ведущих режиссёров Голливуда. Среди работ: классические триллеры («Доктор Икс», 1932, «Тайна музея восковых фигур», 1933), драмы («20 тысяч лет в Синг-Синге», «Женщина», оба 1933; «Тропа на Санта-Фе», 1940), детектив «Убийство на псарне» (1933), приключенческие фильмы («Капитан Блад», 1935, «Атака лёгкой бригады», 1936, «Приключения Робин Гуда», 1938), вестерны («Вирджиния Сити», 1940, «Парень из Оклахомы», 1953, «Команчерос», 1961), экранизации («Морской волк» по Дж. Лондону, 1941, «Точка разрыва» по роману Э. Хемингуэя «Иметь и не иметь», 1950). Один из самых знаменитых фильмов Кертица - «Касабланка» (1943, премия «Оскар»), где сплелись мелодраматическая любовная линия и тема антифашистского сопротивления, решённая в героико-приключенческом ключе. Напряжённое действие, отточенный диалог, обаяние Ингрид Бергман и Х. Богарта в главных ролях обеспечили картине огромный успех.
Лит.: Viviani Ch. М. Curtiz. Р., 1973; Guidorizzi М. М. Curtiz: un europeo à Hollywood. Verona, 1981.