Керубини Луиджи
КЕРУБИНИ (Cherubini) Луиджи (Луиджи Карло Заноби Сальвадоре Мария) (14.9.1760, Флоренция - 15.3.1842, Париж), композитор и музыкальный теоретик. Член Института Франции (1815). По происхождению итальянец. Первоначально учился музыке у своего отца, Бартоломео Керубини, аккомпаниатора театра «Пергола» (Флоренция). Завершил музыкальное образование в Болонье у Дж. Сарти (контрапункт). Дебютировал как церковный композитор (Месса, 1773). В 1780 году в Александрии была поставлена первая опера-сериа Керубини - «Квинт Фабий» (либретто А. Дзено, переработана в 1783). В 1782-88 писал для театров Италии оперы-сериа (в том числе «Адриан в Сирии», 1782, «Александр в Индии», 1784, обе на либретто П. Метастазио) и оперы-буффа (в том числе «Жених трёх и муж ни одной», 1783, либретто Ф. Ливиньи). В 1784-86 годах придворный композитор в Лондоне, где были поставлены пастиччо «Деметрий» (1785, либретто Метастазио), опера-буффа «Мнимая принцесса» (1785, либретто Ливиньи) и опера-сериа «Юлий Сабин» (1786, либретто Метастазио). В 1786 обосновался во Франции, в 1789-92 дирижировал спектаклями итальянской оперной труппы в Париже. Во время Французской революции конца 18 века писал музыку для массовых празднеств, траурных церемоний, в том числе «Гимн Пантеону» (ко дню перенесения в Пантеон останков Марата), «Гимн братству», «Песни Десятого августа», а также марши для оркестра Национальной гвардии. Преподавал в школе Национальной гвардии, с 1795 (со дня основания) инспектор и преподаватель Парижской консерватории (с 1816 профессор, в 1822-42 директор). Под его руководством консерватория стала одним из лучших музыкальных учебных заведений Европы. Керубини принадлежит ряд музыкальных трактатов, учебных пособий, в том числе «Курс контрапункта и фуги» (1835). В позднем творчестве самобытны произведения преимущественно духовных жанров.
Реклама
С Францией связан расцвет оперного творчества Керубини (первая опера, поставленная в Париже, - «Демофонт», 1788, либретто Ж. Ф. Мармонтеля). Керубини завершил классическую эпоху оперного искусства 18 века, синтезировав лучшие традиции итальянской оперы (Н. Йоммелли, Т. Траэтта) и героической драмы К. В. Глюка. Уже в «Демофонте» Керубини стремился к передаче контрастной динамики драматического действия, равновесию вокальных и оркестровых партий. Образцы позднего оперного классицизма - произведения Керубини на античные сюжеты: насыщенная высокой патетикой «Медея» (1797, либретто Ф. Б. Гофмана по одноимённой трагедии Еврипида, Театр «Фейдо», Париж), опера-балет «Анакреонт, или Мимолётная любовь» (1803, либретто К. Р. Мендуза, Парижская опера). Один из создателей нового музыкально-сценического жанра - «оперы спасения»: «Лодоиска» (1791, либретто К. Ф. Фийет-Лоро, Театр «Фейдо»), «Элиза, или Путешествие на ледники Сен-Бернара» (1794, либретто Ж. А. де Сен-Кира, там же), «Два дня, или Водовоз» (1800, либретто Ж. Буйи, там же). Для оперного стиля Керубини характерны мужественная простота и классическая ясность, «говорящие» инструментальные речитативы, свобода и выразительность мелодики, лейтмотивы. Большую роль в эволюции инструментальной музыки конца 18 - начала 19 века сыграли увертюры и интродукции-антракты его опер. Церковная музыка Керубини отличается безупречным полифоническим мастерством (популярен Реквием с-moll, 1816). Музыку Керубини высоко ценили Л. ван Бетховен и М. И. Глинка.
Среди других сочинений: 6 квартетов (1814, 1829, 1834, 1835, 1835, 1837), квинтет (1837); для фортепиано - Фантазия (1810), 6 сонат; для голоса - 77 романсов, ноктюрны, канцоны, песни, оды, 2-, 3-, 4-голосные каноны и др. Награждён орденом Почётного легиона (1842).
Соч.: Cours de contrepoint et de fugue. Р., 1835.
Лит.: Bellasis Е. Cherubini: Memorials illustrative of his life. L., 1874. N. Y., 1971; Hohenemser R. L. Cherubini. Sein Leben, seine Werke. Lpz., 1913. Wiesbaden, 1969; Confalonieri С. Prigionia di un artista: il romanzo di L. Cherubini. Mil., 1948. Vol. 1-2; Schlitzer F. Ricerche su Cherubini. Siena, 1954; Александрова В. Л. Керубини // Советская музыка. 1960. №10; Хохловкина А. А. Западноевропейская опера. Кон. XVIII - первая половина XIX в. М., 1962; Музыка французской революции XVIII в. Бетховен. М., 1967; Cherubini. Leben und Werk. Regensburg, 1972; Асафьев Б. В. Глинка. М.; Л., 1977; Della Croce V. Cherubini е i musicisti italiani del suo tempo. Torino, 1983-1986. Vol. 1-2; Адан А. Ш. Воспоминания музыканта. М., 2003.