Керженские скиты старообрядче­ские

КЕРЖЕНСКИЕ СКИТЫ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ, старообрядческий центр, включающий несколько скитов в Нижегородском Заволжье (2-я половина 17 века - начало 1930-х годов). Возникли в бассейнах левых притоков Волги (Керженец, Узола, Линда, Везлома, Ватома, Дорогуча) и Чёрного Луха, притока реки Унжа. Превращению скитов в старообрядческий центр способствовало удобное географическое положение (глухие леса защищали от преследования властей, а близость Волги, торговых путей, ярмарок, в том числе Макарьевской ярмарки, облегчала контакт с другими регионами). Преследование старообрядцев затрудняла также разноведомственная подчинённость в 18 веке земель Нижегородского Заволжья (по административному делению эта территория относилась к нескольким уездам).

Керженские скиты старообрядче­скиеВ начале 1660-х годов на реке Керженец поселились не принявшие церковную реформу игумен Сергий Салтыков и старец Ефрем Потёмкин, основавшие скит Смольяны (в 1665 арестованы и осуждены собором 1666-67). В 1670-е годы скит приобрёл главенствующее положение среди других Керженских скитов старообрядческих, поскольку здесь имелся запас мира, освящённого ещё до раскола. В середине 1670-х годов иноком Онуфрием был основан другой скит, в котором часто жил игумен Сергий (Крашенинников), ученик протопопа Аввакума. Преемственность с первыми учителями старообрядчества способствовала превращению Керженских скитов старообрядческих в один из основных духовных центров поповцев: возникли поповские согласия, названные по именам их основателей - иноков Ануфрия (Онуфрия) и Софонтия, диакона Александра. В последние годы 17 века не обосновавшиеся окончательно в Выговской пустыни (смотри Выго-Лексинское общежительство) поморские беспоповцы намеревались перебраться к жившим на Керженце одноверцам.

Реклама

В 1-м десятилетии 18 века здесь проходили старообрядческие соборы, обсуждавшие вопросы о форме креста, о догматических письмах протопопа Аввакума и др. Характер этого обсуждения, а также документальные источники свидетельствуют, что в Керженских скитах старообрядческих имелось значительное собрание старопечатных и рукописных книг, сохранялись и переписывались сочинения первых старообрядческих учителей.

Проведённая в 1719-20 годах перепись старообрядцев зафиксировала в Керженских скитах старообрядческих 3591 келейного жителя «обоего пола»: беспоповского согласия - 1500 человек, софонтиева - 1275, ануфриева - 607, диаконова - 209. Наличие множества толков и согласий мешало духовному и экономическому объединению старообрядческих скитов, разобщало их руководство. Ослаблению Керженских скитов старообрядческих способствовал также приход с миссионерскими целями в Нижегородское Заволжье иеромонаха Питирима (умер в 1738), ставшего в 1719 епископом Нижегородским. Полемика с ним спровоцировала появление «Ответов дьяконовых» (1719) - одного из наиболее выдающихся старообрядческих полемических сочинений. Применённые епископом Питиримом репрессивные меры лишили Керженские скиты старообрядческие духовных лидеров: диакон Александр был обезглавлен (1720), Иона Белбажский заточён в монастырь, Сергий Нижегородец скрылся в Сибири; многие скитники ушли на Север, Урал, в другие центры старообрядчества (Урень, Ветка, Стародубские слободы).

Во 2-й половине 18 века на Керженце частично были возобновлены старые и появилось несколько новых скитов, однако в целом их число уменьшалось (всего было 54 скита). На рубеже 18-19 веков в Рыбновской и Белбажской волостях Макарьевского уезда Костромской губернии оставалось 6 официально зарегистрированных скитов, в которых числилось 35 мужчин; в Семёновском уезде Нижегородской губернии - 26 келейных поселений, в которых проживали 1362 человека (более 300 мужчин и свыше 1000 женщин). Самыми населёнными были скиты Комаровский, Оленёвский, Быстренский, Ворошиловский. По сведениям на 1826: в 28 скитах, в которых было 75 часовен и моленных, до 80 монастырей, проживали 2839 старообрядцев разных согласий (здесь и далее - не считая скитов Макарьевского уезда Костромской губернии).

Керженские скиты старообрядче­скиеВ 1848 году Керженский и Осиновский скиты были присоединены к единоверию. 1(13).5.1853 издан высочайший указ о высылке в полугодичный срок из скитов посторонних жителей, об уничтожении моленных и строений, принадлежавших жителям, не прописанным по ревизии; 7(19).2.1854 последовало предписание об уничтожении Шарпанского и Быстренского скитов. Эти мероприятия, а также пожары привели к уменьшению количества скитов в 1853 до 16, число их жителей сократилось до 976 человек; в 1854, после того как существенная часть жителей скитов была превращена в государственных крестьян, осталось 8 скитов. Однако традиционные устои скитской жизни сохранялись. Впечатления П. И. Мельникова-Печерского от Керженских скитов старообрядческих отразились в его романах «В лесах», «На горах». Последние из Керженских скитов старообрядческих, запечатлённые в серии фотографий М. П. Дмитриева «В заволжских лесах» начала 20 века, существовали до 1917. Окончательно они были уничтожены в начале 1930-х годов. Ныне на местах, где располагались Керженские скиты старообрядческие, поставлены памятные кресты, стараниями старообрядцев благоустроена гробница матери Манефы в Комарове, исправлен скитский колодец близ деревни Осинки.

Лит.: Есипов Г. Раскольничьи дела XVIII столетия. СПб., 1861-1863. Т. 1-2; Смирнов П. С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII в. СПб., 1909; Мельников-Печерский П. И. Отчет о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии [1854 г.] // Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Н. Новгород, 1910. Т. 9. Ч. 2; Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995. С. 385, 428-429; Сироткин С. В. Устный керженский синодик // Старообрядчество в России (XVII- XX вв.). М., 1999. [Вып. 2]; он же. Белбажские скиты в XVIII в. // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.). М., 2004. Вып. 3; Морохин А. В. Заволжские старообрядческие скиты в 40-50-х г. XVIII в. // Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Н. Новгород, 2001.

С. В. Сироткин, Е. М. Юхименко.