Кесьлёвский Кшиштоф

КЕСЬЛЁВСКИЙ (Kieślowski) Кшиштоф (27.6.1941, Варшава - 13.3.1996, там же), польский режиссёр, сценарист, педагог. Окончил Варшавский театрально-постановочный лицей (1962) и факультет кинорежиссуры Высшей киношколы в Лодзи (1968). Начинал как автор документальных теле и кинофильмов социальной направленности. Исходным моментом творческой идеологии Кесьлёвского было утверждение абсолютного примата реальности, полного подчинения ей кинематографического языка. Девиз Кесьлёвского в 1970-е годы - «увидеть и зафиксировать жизнь». Пристальность взгляда, лапидарность формы отличают фильмы «Снимок» (1968), «Из города Лодзи» (1969), «Я был солдатом» и «Завод» (оба 1970). В 1972 Кесьлёвский во главе группы документалистов поставил полнометражный документальный фильм «Рабочие’71: ничего о нас без нас» (вышел на экраны в грубо искажённой версии руководства студии). Фильмы «Каменщик» (1973) и «Не знаю» (1977) были запрещены (вышли на экраны в 1981). Опытом психологического документального кино с приглушённой социально-политической проблематикой стали фильмы «Первая любовь» (1974), «Больница» (1976), «С точки зрения ночного портье» (1977), «Семь женщин в разном возрасте» (1978) - две последние работы вывели Кесьлёвского в элиту мастеров мировой документалистики. Его первый игровой телевизионный фильм «Персонал» (1975) - описание будней передвижной театральной труппы - уже выявил творческое кредо режиссёра. В дальнейшем в игровых фильмах Кесьлёвского (снятых в Польше) вымышленный сюжет и актёрское исполнение реализуются в строго документальных фактурах. Кесьлёвский стал ведущим представителем течения, инициированного фильмом «Человек из мрамора» А. Вайды (1976) и названного «кинематографом морального беспокойства».

Реклама

Кесьлёвский (Kieślowski) Кшиштоф После умеренного успеха дебютного игрового фильма «Шрам» (1976) Кесьлёвский поставил фильмы «Покой» (1976, вышел на экраны в 1980), «Короткий рабочий день» (1981, вышел на экраны в 1996), отразившие нарастание напряжения в обществе. В «Кинолюбителе» (1979, премия Международного  кинофестиваля в Москве) продемонстрировано решение режиссёра перейти от фиксации социальных проблем к изучению внутреннего мира человека. Знаменитый финал фильма, когда герой поворачивает любительскую камеру к себе и снимает собственное лицо, воспринимается символически. В фильме «Случай» (1981, вышел на экраны в 1987) возник характерный для позднего Кесьлёвского мотива переплетения закономерности и случайности, судьбы и непредвиденностей. Здесь, как и в следующем фильме «Без конца» (1984), впервые у Кесьлёвского реалистическое пространство повествования приобрело дополнительное метафизическое измерение. Эти особенности определяют и художественный мир шедевра Кесьлёвского - уникального цикла из 10 фильмов, снятых для ТВ («Декалог», 1988-89). Каждый из фильмов цикла отталкивается от одной из библейских заповедей, не являясь при этом ни её иллюстрацией, ни моральным наставлением. С «Декалога» началось сотрудничество Кесьлёвского со сценаристом К. Песевичем и композитором З. Прайснером (совместно с ними созданы все последующие работы). Фильмы «Декалог, 5» и «Декалог, 6» развёрнуты в расширенные киноверсии «Короткий фильм об убивании» (премия Международного  кинофестиваля в Канне) и «Короткий фильм о любви» (премия Международного  кинофестиваля в Сан-Себастьяне) - оба 1988. Огромный европейский успех «Декалога» открыл для режиссёра возможность сотрудничества с западноевропейскими кинематографистами. В полумистическом фильме «Двойная жизнь Вероники» (совместно с Францией, 1991) Кесьлёвский рассматривал вариативность человеческой судьбы, рассказывая истории то ли двух идеально похожих друг на друга девушек из разных стран, то ли разных воплощений одного и того же человека. Фильмы цикла «Три цвета» (Франция, 1993-94): «Синий» (главная премия Международного  кинофестиваля в Венеции), «Белый» (премия Международного  кинофестиваля в Берлине), «Красный» отсылают к словам национального лозунга Франции «Свобода. Равенство. Братство», философски осмысляя главные принципы современной европейской цивилизации. По завершении трилогии Кесьлёвский заявил об уходе из кино. Автор сценариев (совместно с Песевичем) фильмов трилогии «Рай. Чистилище. Ад» (немецкий режиссёр Т. Тыквер поставил фильм «Рай» в 2002, боснийский режиссёр Д. Танович - фильм «Ад» в 2005). По сценарию Кесьлёвского был поставлен фильм «Большой зверь» Е. Штура (2000, премия Международного  кинофестиваля в Карлови-Вари). Работал в театре. Преподавал кинорежиссуру в Польше (в том числе на факультете кино и телевидения Силезского университета, г. Катовице, в 1979-1982), Западном Берлине, Финляндии, Швейцарии. Вице-председатель Союза польских кинематографистов (1978-81).

Соч.: О sobie. Krakow, 1997.

Лит.: Kino K. Kieślowskiego. Warsz., 1997; Insdorf A. Podwójnie życie, powtóme szansy. Warsz., 2001; Jazdon M. Documenty Kieslowskiego. Poznan, 2002; Zawiślińki S. Kieslowski. Ważne, żeby isc... Izabelin, 2005; idem. Kieslowski, życie po życiu. Warsz., 2007.

И. И. Рубанова.