Кэссетт Мэри Стивенсон
КЭССЕТТ, Кассатт (Cassatt Мэри (Мэри Стивенсон) [25.5.1844, Аллегейни-Сити (ныне в черте Питтсбурга), штат Пенсильвания - 14.6.1926, Ле-Мениль-Терибю, Франция], американский живописец, гравёр. Родилась в семье банкира. Училась в Пенсильванской Академии Художеств в Филадельфии (1860-65), в 1866 году переехала во Францию, где обучалась у Ж. Л. Жерома и Ш. Шаплена в Париже, у П. Суайе в Экуане, у Т. Кутюра в Вилье-ле-Бель, затем у Ш. Белле в Риме. Копировала старых мастеров в различных музеях Европы (преимущественно картины Д. Веласкеса и П. П. Рубенса). Окончательно поселилась в Париже в 1874. До 1878 года исполняла преимущественно женские портреты в интерьере, участвовала в парижских Салонах и выставках в Филадельфии. Обновление её стиля произошло после знакомства с творчеством Г. Курбе, Э. Мане и Э. Дега, также с японской гравюрой 18-19 века. Благодаря поддержке Дега принимала участие в выставках импрессионистов (с 1879).
Живописные работы Кэссетт импрессионистского периода написаны в мягкой пастельной гамме цветов: «В опере» (Музей изящных искусств, Бостон), «Лидия Крочетинг в парке Марли» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк; обе 1880), «Утренний туалет» (1886, Национальная галерея искусства, Вашингтон); своей излюбленной теме, изображению материнства, Кэссетт придавала символистское звучание («Купание ребёнка», 1892-93, Художественный институт, Чикаго; «Мать и дитя», около 1899, Метрополитен-музей, вариант - около 1900, ГМИИ; и др.). Много работала в технике пастели; исполняла также гравюры (офорт, акватинта, сухая игла), росписи («Современная женщина», в одном из павильонов Всемирной выставки 1893 в Чикаго). В последнее десятилетие жизни из-за резкого ухудшения зрения почти не работала. Награждена орденом Почётного легиона (1904).
Лит.: Breeskin А. D. М. Cassatt: а catalogue raisonné of the oils, pastels, watercolors and drawings. Wash., 1970; Costantino М. М. Cassatt. N. Y., 1995; Mathews N. М. М. Cassatt: а life. New Haven; L., 1998; Ricci К. М. Cassatt da Pittsburgh а Parigi. Mil., 2002.