Кеведо-и-Вильегас

КЕВЕДО-И-ВИЛЬЕГАС (Quevedo у Villegas) Франсиско Гомес де (17.9.1580, Мадрид - 8.9.1645, Вильянуэва-де-лос-Инфантес), испанский писатель. Принадлежал к старинной кастильской знати. Отец Кеведо-и-Вильегаса был личным секретарём Марии Испанской, дочери Карла V, мать - фрейлиной. Осиротев в возрасте 6 лет, Кеведо-и-Вильегас воспитывался в иезуитской школе, обучался в университете города Алькала-де-Энарес (1596-1600), который закончил со степенью лиценциата искусств. Изучал теологию в университете города Вальядолид, куда переехал вместе с королевским двором (1601). Наследник гуманистических традиций, универсально образованный человек, Кеведо-и-Вильегас знал древнегреческий, латинский, древнееврейский, арабский, французский, португальский и итальянский языки. В 1606 году вернулся в Мадрид. В 1609 после убийства соперника на дуэли скрывался в материнском имении Торре-де-Хуан-Абад. В 1613 во время поездок в Ниццу и Венецию сопровождал своего друга и покровителя герцога де Осуну, которому помог получить должность вице-короля в Неаполе. Находясь на посту министра финансов Неаполитанского вице-королевства (1616-20), пытался подчинить Испании итальянские области, в том числе Венецианскую республику. В 1620 впал в немилость, был вынужден скрываться. В 1621 по воле Филиппа IV возвращён ко двору в Мадриде. Вершиной придворной карьеры Кеведо-и-Вильегаса стало его назначение на должность королевского секретаря (1632). В 1620-30-е годы Кеведо-и-Вильегас много размышлял об идеальном устройстве государства, перевёл на испанский язык «Утопию» Т. Мора, развивал идею о неотделимости политики от христианской морали. В 1639 по обвинению в государственной измене был арестован и заточён в монастырь Сан-Маркос-де-Леон. Освобождённый в 1643, остаток жизни он провёл в имении Торре-де-Хуан-Абад, а затем в доминиканском монастыре Вильянуэва-де-лос-Инфантес.

Реклама

Кеведо-и-ВильегасТворчество Кеведо-и-Вильегаса, одного из крупнейших представителей барокко, отразило болезненно переживаемое разложение испанского общества в эпоху, когда испанская империя начала утрачивать могущество. Поэтический стиль Кеведо-и-Вильегаса, сторонника консептизма, основан на обыгрывании риторических приёмов, создании новых слов и необычном употреблении старых, гротескном стирании границ между миром людей и вещей, живым и мёртвым, видимостью и сущностью. Против гонгоризма направлен трактат-памфлет Кеведо-и-Вильегаса «Культистская латиноболтовня» («La culta latiniparla», 1624, и др.). Основные жанры поэзии Каведо-и-Вильегаса - сонеты (в том числе «сонеты к Лиси» в духе петраркизма), глоссы, лирические летрильи (послания), редондильи и др.; в ней доминирует тема быстротечности жизни, трагизма земного существования человека, который не властен над временем («Сонет, в котором говорится, что всё вокруг напоминает о смерти», «На смерть графа Вильямедьяны» и др.). Темы смерти как универсального закона мироздания, а также стоического отношения к ней доминируют в стихотворениях об иллюзорности богатства и земной власти («Сонет о том, сколь обманчива окажется наружная видимость, если судить по истинной внутренней сути» и др.). Картина всеобщего падения нравов представлена в пародийных эпитафиях, эпиграммах, а также в прозе Кеведо-и-Вильегаса: сатиры «Сновидения и речи» («Sueños у discursos», опубликована в 1627), «Речь о всех чертях, или Исправленный ад» («Discurso de todos los diablos о infierno emendado», 1628) и др., сборник новелл «Час воздаяния, или Разумная фортуна» («La hora de todos у la fortuna con seso», создан в 1630-е годы). В многочисленных пародиях на жанры деловой прозы начала 17 века (генеалогии, брачные договоры, указы и т.д.) Кеведо-и-Вильегас разоблачал тотальное корыстолюбие, обман, цинизм и эгоизм, царящие в обществе. Испанская действительность стала главным объектом изображения в наиболее известном прозаическом произведении Кеведо-и-Вильегаса - плутовском романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» («Historia de la vida del Buscón, llamado don Pab-los», 1606-09, опубликован в 1626, русский перевод 1950), герой которого во время странствий знакомится с представителями разных сословий.

Среди сочинений Кеведо-и-Вильегаса - трактаты на морально-политические и философские темы [«Защищённая Испания» («Espaйа defendida», 1609), «Политика Бога, правление Христа, тирания Сатаны» («Política de Dios, govierno de Cristo, tiraníа de Satanás», pt. 1-2, 1626-39), «Колыбель и могила» («La cuna у la sepultura», 1635) и др.], назидательные жизнеописания [«Марк Брут» («Marco Bruto», 1644), «Жизнь Святого Апостола Павла» («Vida de San Pablo Apóstol», 1644)]. Стихотворения Кеведо-и-Вильегаса, при его жизни распространявшиеся в списках, впервые были опубликованы в книге «Испанский Парнас, двуглавая гора, обитель девяти кастильских муз» (1648). Творчество Кеведо-и-Вильегаса получило известность в России со 2-й половины 20 века.

Соч.: Культистская латиноболтовня // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977; Избранное. М., 1980; Поэзия испанского Возрождения. М., 1990. С. 447-468; Poesíа varia. Madrid, 1997; Obras completas en prosa. Madrid, 2003. Vol. 1-3; Поэзия испанского барокко. СПб., 2006. С. 169-390.

Лит.: Martin Рérez М. Quevedo: aproximación а su religiosidad. Burgos, 1980; Profeti М. G. Quevedo. Roma, 1984; Lázaro Carreter F. Estilo barroco у personalidad creadora: Góngora, Quevedo, Lope de Vega. 5 ed. Madrid, 1992; Rostros у mascaras: personajes у temas de Quevedo. Pamplona, 1999; Пискунова С. И. Проза Ф. де Кеведо: гротеск и риторика // Свободный взгляд на литературу: Проблемы современной филологии. М., 2002; Arellano I. Poesíа satírico burlesca de Quevedo. Pamplona, 2003; Fernández Mosquera S. Quevedo: reescritura е intertextualidad. Madrid, 2005; Crosby J. О. Guíа bibliográfica para el estudio critico de Quevedo. L., 1976.