Кейдж Джон
КЕЙДЖ (Cage) Джон (Джон Милтон) (5.9.1912, Лос-Анджелес - 12.8.1992, Нью-Йорк), американский композитор, график. Один из крупнейших представителей авангардизма 2-й половины 20 века. В 1930 году окончил Помона-колледж в Клермонте (Калифорния), брал частные уроки у Л. Леви и Р. Булига (фортепиано, 1931-32), А. Шёнберга (полифония, композиция, 1934-36) в Лос-Анджелесе, у А. Вайса (гармония, композиция) и Г. Кауэлла (музыка народов мира) в Нью-Йорке (1933-34). С 1937 жил в Сиэтле, писал музыку для балетных постановок и для созданного им при Корнуоллской школе ансамбля ударных («Первая конструкция [в металле]», 1939). Жил в Сан-Франциско (с 1939), Чикаго (с 1941), Нью-Йорке (с 1942). В 1958 работал в Студии музыкальной фонологии в Милане, в 1978 - в Институте исследований и координации музыкально-акустических проблем (IRCAM) в Париже. В 1988 году читал лекции по современной музыке в Гарвардском университете. В том же году участвовал в фестивале современной музыки «Ленинградская осень».
Реклама
Преподавал в Чикагском институте дизайна (1941), колледже «Блэк Маунтен» в Северной Каролине (1948, 1950, 1952), Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (1956-60), университетах Цинциннати (1967) и Иллинойса (1967-69). Среди учеников и последователей - Э. Браун, К. Вулф, М. Фелдман, Д. Хиггинс, А. Капроу, Дж. Брехт, Э. Хансен, Д. Берман, Л. Кросс, Г. Мамма. Сотрудничал с хореографом М. Каннингемом, поэтами Ч. Олсоном и М. Ричардс, художниками М. Дюшаном, М. Грейвсом, В. Де Кунингом, М. Эрнстом, Р. Мазервеллом, М. Тоби, Дж. Джонсом и Р. Раушенбергом, композиторами Л. Харрисоном, Л. Хиллером, Л. Берио, П. Булезом, К. Штокхаузеном. Член Американской академии искусств и наук (1978).
Художественно-эстетическая концепция композитора сложилась в значительной мере под влиянием дзен-буддизма (Кейдж изучал его в Колумбийском университете в 1947-49), обусловившего культ тишины, большое значение медитативного, иррационально-интуитивного начал, принципа случайности в его музыке. В 1950-х годах на основе «И цзин» разработал «метод случайных действий» («Музыка перемен», 1952; «Воображаемый пейзаж №4 [12 радиоприёмников]», 1951). В музыкальных произведениях воплощал идеи индетерминизма (Концерт для фортепиано и оркестра, 1958), взаимопроникновения искусства и жизни. Использовал новые, изобретённые им самим, техники композиции (25-звучных рядов, остинатных ритмических фигур, «временных пределов» и др.). Значительная часть сочинений создана на основе «ритмической структуры» - числового ряда, определяющего все уровни композиции. Использовал нетрадиционные способы игры на инструментах [в пьесе «Вакханалия» (1940) впервые применил так называемое приготовленное фортепиано], неевропейские ударные инструменты (серия «Конструкции»), шумы окружающей среды, различные электронные средства (серия «Воображаемые пейзажи»). Работал в области конкретной музыки («Воображаемый пейзаж №5», «Уильямс микс», оба 1952). В 1952 под впечатлением от «Белых картин» Р. Раушенберга создал беззвучную музыкальную пьесу «4’33”». Развивал жанр хеппенинга [«Неназванное событие» («Театральная пьеса №1»), «Пьеса Блэк Маунтен» для чтеца, пианиста, танцора, граммофона, радиоприёмников, с показом кинофильмов, слайдов, картин, 1952; «10-часовое радиособытие "Звукодень"» для скрипки, фортепиано, голоса и 9 музыкантов, 1978]. В 1987-1991 годах создал 5 «европер» - музыкально-сценических действ с фрагментами свыше 100 опер разных авторов 18-19 века.
Для своих музыкальных произведений создавал графические партитуры, неоднократно представленные на художественных выставках: в галерее «Стейбл» (1958), галерее Джексона (1972; обе - в Нью-Йорке), на выставке «Rolywholyover» к юбилею Кейджа в Лос-Анджелесском музее современного искусства (1992). С 1970-х годов работал над инсталляциями; исполнял также акварели, рисунки [«17 рисунков Торо» и «Партитура без партий (40 рисунков Торо): 12 хайку»; обе 1978], гравюры (циклы «На поверхности», «Изменения и исчезновения», «Деро»; все 1982), эстампы, литографии (иллюстрации к собственной «Книге о грибах», 1972) и др. Автор мезостихов (в том числе на имя Н. Слонимского, 1989).
Соч.: А year from Monday. New lectures and writings. Middletown, 1968; Notations. N. Y., 1969.
Лит.: Kostelanetz R. J. Cage. I.., 1974; idem. J. Cage (ex)plain(ed). N. Y., 1996; Дж. Кейдж: К 90-летию со дня рождения. М., 2004; Переверзева М. Дж. Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика. М., 2006.
М. В. Переверзева.