Киевский археологический ком­плекс

КИЕВСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС, комплекс археологических памятников в черте города Киев и в его ближайших окрестностях. Значение Киевского археологического комплекса определяет расположение на стыке лесной и лесостепной зон, связь с одним из важнейших водных путей Восточной Европы - по Днепру. Расположение Киевского археологического комплекса в границах или неподалёку от города с богатой историей определило повышенный интерес к его древностям, чему способствовало наличие в Киеве крупных научных центров. Исследования Киевского археологического комплекса начались в 1820-30-х годах, когда К. А. Лохвицким были раскопаны Десятинная и Ирининская церкви, Золотые ворота и другие памятники древнерусской архитектуры. Наиболее активные раскопки велись на рубеже 19 и 20 веков [В. В. Хвойка (Хвойко), Д. В. Милев и др.], в 1930-е годы (Ф. Н. Мовчановский, М. К. Каргер, Г. Ф. Корзухина и др.) и начиная с 1970-х годов (П. П. Толочко, Г. Ю. Ивакин, М. А. Сагайдак, И. И. Мовчан и др.). Всего известно свыше 100 памятников (большинство многослойные).

Киевский археологический ком­плексДревнейшие памятники относятся к позднему палеолиту (период Мадлен), в том числе Кирилловская стоянка - один из первых памятников палеолита, исследованных в Российской империи [раскопки В. В. Хвойки в 1893-99: вскрыто около 10 тысяч м2; найдены следы жилищ, бивень мамонта с гравировкой (рисунок, 1), фрагменты окаменевших стволов кедра (диаметр до 2 м) со следами огня и обработки и др.]. Мезолит и неолит представлены более 10 стоянками, в основном на песчаных дюнах по обоим берегам Днепра; энеолит - трипольской культурой, в том числе поселением и пещерой (древнейшая искусственная в Европе) над Смородинским спуском (исследования В. Б. Антоновича в 1875 и Т. А. Бобровского в 1999), поселением и могильником с трупоположениями близ села Чапаевка (давшим название одному из типов позднего этапа трипольской культуры; раскопки В. А. Круц), могильником Красный Хутор, где В. Н. Даниленко и М. Л. Макаревич раскопано 195 трупосожжений. Бронзовый и ранний железный века представлены различными памятниками ямной культуры, среднеднепровской культуры, тшинецкой культуры, многоваликовой керамики культуры, белогрудовской и связанной с ней чернолесской культуры, милоградской культуры. Предполагают, что в районе Киевского археологического комплекса проходила северная граница племён скифов-пахарей, упомянутых Геродотом в описании Скифии; с ними связывают 2 огромных городища на юге Киевского археологического комплекса (Кругликовское - 1000 га и Хотовское - 30 га; исследования Е. А. Петровской, Е. Ф. Покровской).

Реклама

Для конца 1-го тысячелетия до нашей эры - 5 века нашей эры зафиксированы памятники зарубинецкой культуры (в том числе городища и связанный с одним из них Пироговский могильник, где А. И. Кубышевым и Е. В. Максимовым раскопано более 150 погребений) и киевской культуры (памятники из окрестностей Киева, изученные В. Н. Даниленко, дали ей название), традиции которых многие специалисты расценивают как раннеславянские. В 4 - начале 5 века по территории Киевского археологического комплекса проходила северная граница полиэтничной черняховской культуры. Ко 2-й четверти 1-го тысячелетия относятся и многочисленные клады римских монет [в районе Львовской площади - несколько тысяч монет (1875), у Кирилловского монастыря - 350 монет (1887), в Оболоньском кладе - около 200 монет (1876) и др.], импортные изделия, в основном из Северного Причерноморья, и другие находки. Среди памятников бесспорно славянской пражской культуры выделяются 2 локальных варианта: поселение на Оболони - близко памятникам Полесья 5 века; на Старокиевской горе (эти материалы послужили для масштабного празднования 1500-летия Киева в 1982) - памятникам Западной Волыни середины 6 – начала 7 века. К 3-й четверти 1-го тысячелетия относятся также находки фибул, византийских монет и др., в том числе ряда украшений, связанных с мастерами конца 7 века или начала 8 века круга Пастырского городища.

Эти памятники принадлежат к «докиевскому» периоду Киевского археологического комплекса и не отражают непрерывную поступательную традицию, результатом которой стало формирование города Киев (о памятниках Киевского археологического комплекса древнерусского периода и 14-18 века смотри в статье Киев).

Лит.: Хвойко В. В. Древние обитатели Среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена. К., 1913; Брайчевский М. Ю. Когда и как возник Киев. К., 1964; Телегин Д. Я. Там, где вырос Киев. К., 1982.

В. К. Козюба.