Кифара
КИФАРА (греческий κιθάρα, латинский cithara), древнегреческий струнный щипковый инструмент, самая важная в античной цивилизации разновидность лиры. Слово «кифара» (в архаической форме) появилось у Гомера, первые изображения датированы около 900 годом до нашей эры. В Грецию завезена из Египта и Малой Азии (Страбон называл её «азиатской»). Считалась инструментом Аполлона (наряду с формингой). Исполнителями были только мужчины. Время расцвета кифары -2-я половина 6-5 века до нашей эры. Платон, говоря о значении музыки как средстве надлежащего воспитания молодёжи (в «Протагоре», «Государстве» и др.), ставил кифару выше всех других музыкальных инструментов. От слова «кифара» (единственного из обозначений лир) в греческом языке сформировалась группа производных: кифарист (греческий κιθαριστής, латинский citharista) - всякий исполнитель на кифаре, кифаред (греческий κιθαρωδός; латинский citharoedus) - поэт-певец, аккомпанирующий себе на кифаре; термины «псилокифарист» и «псилокифаристика» (от греческого ψιλός - голый; в переносном смысле - один лишь) указывают на то, что кифара использовалась и для сольного музицирования, без пения. В классической кифаре было 7 струн, позднее в «экспериментальных» инструментах их количество увеличилось до 11-12. Играли костяным плектром (крепился к инструменту шнурком).
Реклама
Во время игры инструмент поддерживался с помощью ремня, привязанного к запястью. В классическую эпоху кифара была главным концертным и публичным инструментом. При проведении крупных празднеств (Карнеи в Спарте, Панафинеи в Афинах, Немейские игры в Арголиде и др.) устраивались конкурсы кифаредов и кифаристов. Музыкант выступал стоя (часто на подиуме). Среди знаменитых кифаредов - Тимофей Милетский; увеличение количества струн на кифаре позволяло ему смешивать в рамках одной композиции различные интервальные роды, а также лады. Введённые им новшества заслужили резко негативную оценку ревнителей традиции; стилевая тенденция, которую он представлял, обозначалась как «многозвучие» (греческий πολυφωνία) и «полигармония» [πολυαρμονία; т. е. смешение нескольких октавных ладовых звукорядов - «гармоний» (в современном учении о гармонии - ладовая переменность)]. Среди других знаменитостей – К. Стратоник Афинский (его мастерство и остроумие воспел Афиней в своей книге «Пир мудрецов»), Лисандр Сикионский (согласно историку 4 века до нашей эры Филохору, изобретатель сольного инструментального музицирования).
С. Н. Лебедев.