Кикуйю (народ)

КИКУЙЮ (агикуйю, гикуйю, гекойо; самоназвание - Kikuyu), народ группы банту, крупнейшая этническая группа Кении. Живут в основном в округе Найроби и Центральной провинции. Численность 6,9 миллионов человек (2008, оценка). Группы кикуйю живут в Уганде (90 тысяч человек) и в Танзании (30 тысяч человек). Говорят на языке кикуйю; распространены также языки суахили и английский. В основном христиане (католики, англикане, пятидесятники, лютеране и др.); остальные сохраняют традиционные верования.

Переселились на современную территорию в 15-16 веках. Распространены смешанные браки с масаи. В колониальный период кикуйю сгоняли в резерваты, использовали на принудительных общественных работах; многие кикуйю были истреблены во время карательных экспедиций. Сыграли ведущую роль в освободительном движении Кении. В 1921 году возникла Ассоциация молодых кикуйю, поставившая цель возвращения исконных земель (в ней начал свою политическую деятельность 1-й президент Республики Кения Дж. Кениата), в 1924 - Центральная ассоциация кикуйю. Миграции кикуйю на земли календжин в провинции Рифт-Валли в конце 20 - начале 21 века повлекли этнические столкновения 1990-х годов.

Реклама

Кикуйю Традиционная культура типична для банту Восточной Африки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (мужские культуры - ямс, бананы, батат, сахарный тростник, табак; женские - просо, кукуруза, бобы). Практикуется ирригация и террасирование горных склонов. Мужчины пасут овец, коз, для повышения престижа и для обрядов разводят крупный рогатый скот. Развиты выплавка и ковка железа (мужчины); гончарством занимаются женщины. Традиционное жилище - тукуль, одежда - кожаная накидка. В доколониальный период делились на 10 матрилинейных родов (мохерега), ведущих своё происхождение от дочерей мифических первопредков. Родовые подразделения (мбари) управляются советами старейшин, сохраняются большесемейные общины (ньюмба - дом). Распространена полигиния; каждая жена с несовершеннолетними детьми живёт в отдельной хижине. Практикуется система ограничения рождаемости: женщина может родить следующего ребёнка, лишь отняв от груди предыдущего. В случае бесплодия жены заключается договор между ней и способной к деторождению наложницей, дети которой считаются потомством от законной жены. Первого ребёнка называют по имени деда или бабки со стороны отца, второго - со стороны матери. Система терминов родства бифуркативного типа с генерационным скосом «омаха»; сиблинги классифицируются при помощи описательных конструкций типа «сын отца», «дочь отца», «сын матери» и «дочь матери». Развита система возрастных классов (риика); существовали советы старейшин (киама), в прошлом - молодых воинов (нджаме йа анаке). Практикуются возрастные инициации (ируа) с мужским и женским обрезанием. Сохраняются культы предков и одушевлённых сил природы, верховного божества творца Нгаи, помещаемого на горе Кения. Распространён миф о родоначальниках кикуйю Гикуйю и Мумби и их дочерях. По праздникам готовят пиво из сахарного тростника, мёда и плодов. Распространена скарификация. Для танцев (нгучо, ндуумо и др.) раскрашивают лицо и тело белой и красной глиной; в танцах используют ритуальные щиты (ндоми) с геометрическими рисунками.

Современные кикуйю заняты фермерским и кооперативным хозяйством, работой по найму, бизнесом. Составляют большинство населения городов Найроби, Тимау, Наньюки, Наро-Мору, Ньери, Муранга, Керугуя и др. Значительно число лиц с высшим образованием, активно участвуют в политической жизни. Из кикуйю вышли национальные лидеры Кении Д. В. Кимати, Дж. Кениата, нынешний президент М. Кибаки, лауреат Нобелевской премии мира В. Маатаи, писатель Нгуги ва Тхионго и др.

Лит.: Leakey L. S. В. Mau Mau and the Kikuyu. L., 1952; Lambert Н. Е. Kikuyu social and political institutions. Oxf., 1956; Middleton J. The central tribes of the North-Eastern Bantu. 3rd ed. L., 1972; Muriuki G. А history of the Kikuyu, 1500-1900. Oxf., 1974; Kenyatta J. Facing Mont Kenya. 5th ed. L., 1979.

А. Ю. Сиим.