Килиан Иржи

Килиан (Kylián) ИржиКИЛИАН (Kylián) Иржи (родился 21.3.1947, Прага), чешский артист балета, хореограф. Обучался танцу в Праге (в балетной школе Национального театра и в консерватории), затем в школе Королевского балета в Лондоне. С 1968 года в балетной труппе Оперного театра Штутгарта под руководством Дж. Кранко. С 1970 выступает и как хореограф («Приходить и уходить» на музыку  Б. Бартока, 1970, «Возвращение в чужую страну» на музыку  Л. Яначека, 1975, «Облака» на музыку  К. Дебюсси, 1976, «Забытая страна» на музыку  Б. Бриттена, 1981, и др.). В 1973 году поставил спектакль «Зрители» на музыку  Ф. Мартина в Нидерландском театре танца (NDT) в Гааге, с 1975 (совместно с Х. Книллем) художественный руководитель, в 1977-99 художественный руководитель и главный балетмейстер. Под его руководством NDT занял одно из ведущих мест в Европе. Наряду с основной труппой (NDT I) в театре образованы экспериментальный NDT II для молодёжи 17-22 лет и NDT III для танцовщиков старше 40 лет. В основе творчества Килиана - взаимопроникновение пластики и музыки классической и современных композиторов: И. С. Баха («Сарабанда», 1990), В. А. Моцарта («Маленькая смерть», 1991, и др.), И. Гайдна («Симфония ре-мажор», 2 части, 1976, 3 части, 1977, 4 части, 1981), И. Ф. Стравинского («История солдата», 1985, и др.), А. Шёнберга («Преображённая ночь», 1975), М. Равеля («Дитя и волшебство», 1984), Л. Берио («Танцы во сне», 1979), С. Райха («Падшие ангелы», 1989), а также чешских композиторов (Л. Яначека, А. Дворжака, Б. Мартину). Килиан строит свои балеты на сочетании классического танца и танца модерн, иногда вводит элементы народных танцев («Симфониетта» на музыку  Яначека, 1978, «Свадебка» Стравинского, 1982). В 1981 году в Австралии изучал ритуальные танцы аборигенов, что нашло отражение в балетах «Кочующие» на музыку  Стравинского (1982), «Излюбленное место» на музыку  К. Чавеса (1983) и др. Спектакли Килиана отличаются скульптурной выразительностью, эмоциональной насыщенностью («Полевая месса», другое название «Солдатская месса» на музыку  Мартину, 1980; «Шесть танцев» на музыку  Моцарта, 1986; «Больше не играем» на музыку  А. Веберна, 1988). Близка Килиану и религиозная тематика («Симфония псалмов» на музыку  Стравинского, 1978; «Глаголическая месса» на музыку  Яначека, 1979). Килиан обладает редкой хореографической фантазией, даром сочинения танцевальных па и их комбинаций. Наряду с динамикой и акробатизмом в дуэтах, его танцам свойственна особая плавность, кантиленность. С конца 1980-х годов часто обращается к композиторам-авангардистам, в том числе к минималистской музыке Ф. Гласса, С. Райха, Д. Хаубриха, соединяя в постановке старинную и современную музыку («Крылья из воска» на музыку  Гласса, Дж. Кейджа, Баха, Х. И. Ф. фон Рибера, 1997, и др.). В 1999 Килиан оставил руководство труппой NDT, продолжая ставить балеты. Среди постановок: «Роза цвета индиго» на сборную музыку (1999), «Арчимболдо» на сборную музыку (2000), «Метание игральной кости» на музыку  Хаубриха (2005), «Бессонница» на музыку  Моцарта в обработке Хаубриха (2005), «Дёготь и перья» на музыку  импровизаций пианиста Томоко Микаяма, основанных на 9-м фортепианном концерте Моцарта (2006), и др.

Реклама

Лит.: Hense Р. Utrecht L. Het Nederlands Dans Theater en le balleten van J. Kylián. Amst., 1981; Croce А. Kylián’s way // Croce А. Going to the dance. N. Y., 1982; Mannoni G. Kylián. Arles, 1989; Lam Isabelle. А Garden of dance. Amst., 1995; Vaccarino Е. J. Kylián. Palermo, 2001; Reynolds N., McCormick М. No fixed points. New Haven, 2003.             

Е. Я. Суриц.