Ким Ки Дук

КИМ КИ ДУК (Ким Ки Док) (родился 20.12.1960, уезд Понхва, провинция Кёнсан-Пукто), южнокорейский режиссёр, сценарист. Профессионального образования не получил. Отслужив пять лет в морской пехоте, в 1990 году уехал в Париж для изучения живописи. Увлёкшись кинематографом, начал писать сценарии (с успехом участвовал в национальных конкурсах сценаристов). Дебютировал в режиссуре фильмом «Крокодил» (1996). Уже в первых работах («Дикие животные», 1997; «Отель "Птичья клетка"», 1998) обозначились основные приёмы и главные мотивы режиссёра. Героями фильмов Ким Ки Дука становятся изгои и маргиналы (преступники, проститутки, дезертиры), сцены насилия сняты в грубовато-комедийной манере, любовь персонажи обычно выражают агрессивно.

Ким Ки ДукПервый международный успех принесла криминальная мелодрама «Остров» (2000). Выйдя за рамки чётких жанровых схем, намеренно допуская логические сбои в повествовании, режиссёр апеллирует к вариативности зрительского восприятия. В 2000 году он предпринял эксперимент, создав кино-перформанс «Реальный вымысел», снимавшийся непрерывно в течение 200 минут. О последствиях гражданской войны, о проявлениях ксенофобии в корейском обществе рассказывает ретро-драма «Адрес неизвестен» (2001). Протест против разделения страны звучит в фильме «Береговая охрана» (2002). Противоречиям и парадоксам в отношениях между мужчиной и женщиной посвящены ироничная мелодрама с элементами мистики «Плохой парень» (2002) и фильм «Пустой дом» (2004, премии Международного кинофестиваля в Венеции, Сан-Себастьяне). Поиск религиозного и секулярного обоснования базовых нравственных ценностей стал центральной темой фильмов «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» (2003, премия Международного  кинофестиваля в Локарно) и «Самаритянка» (2004, премия Международного  кинофестиваля в Берлине). В работах 2000-х годов («Натянутая тетива», 2005; «Время», 2006; «Вздох», 2007) режиссёр отошёл от художественного радикализма своих самых известных лент, создав визуально изысканные картины, предназначенные, прежде всего, для западной аудитории.

Реклама

Соч.: Насилие - концентрация боли. [Интервью] // Искусство кино. 2002. №3.

Лит.: Плахов А. Всего 33. Винница, 2002; «Чужие» среди «своих»: глобализация и межкультурная диффузия в современном кино. СПб., 2004; Bellavita А. Kim Kiduk. Mil., 2006.

С. Н. Анашкин.