Кимхэ

КИМХЭ (Кымхэ), археологическая культура и керамическая традиция на юге Корейского полуострова. Названы по раковинной куче и могильнику возле г. Кимхэ в дельте реки Нактонган (провинция Кёнсан-Намдо, Южная Корея), открытых в 1907 году японским археологом Р. Иманиси; масштабные раскопки К. Хамада и С. Умэхара в 1922, продолжались в 1930-80-е годы. Корейские археологи выделяют в составе могильника 2 «уровня»: раннего железного века (3-1 века до нашей эры), где найдены «узкие» бронзовые кинжалы, и собственно культуры Кимхэ (так называемый протоисторический); вопрос об их преемственности продолжает быть предметом дискуссии.

К культуре Кимхэ  относится ряд памятников 1-3 века нашей эры в нижнем течении реки Нактонган. Трупоположения в грунтовых ямах, каменных ящиках, в двух сосудах, соединённых горловинами; встречаются каменные насыпи, дольмены. В могильнике Чхояндон есть могилы с деревянными камерами (эта традиция продолжается в ранней культуре Силла). В Сонсан (близ г. Пусан) раскопана раковинная куча, окружённая каменной стеной; в Янсан - земляным валом. Такие городища показательны для протогосударства «трёх Хан» (Махан, Чинхан, Пёнхан), существовавшего на юге Корейского полуострова на рубеже эр. Поселения располагались на вершинах или террасах холмов; изучались железоплавильные печи и др. Среди находок - железные ножи, тёсла, рыболовные крючки, кинжалы с бронзовыми рукоятями; каменные топоры со скошенным лезвием, полулунные ножи, точильные бруски; костяные наконечники стрел, иглы, шпильки; глиняные пряслица, грузила; китайские стеклянные бусы, металлические зеркала, монеты. В основе хозяйства - морской промысел, поливное рисоводство, разведение крупного рогатого скота, лошадей.

Реклама

Керамическая традиция Кимхэ  известна по всему югу Корейского полуострова. Судя по находкам в Тэсимни и Мачжанни (Центральная Корея), она принесена в конце 2 – начале 1 веков до нашей эры с севера, вместе с технологией литья железа (связаны с культурой Лолана). Преобладает керамика, сделанная на гончарном круге, серая, хорошего обжига; возможно, она связана с принесённой из Китая в 3-2 века до нашей эры серой керамикой с оттисками верёвки или циновки. Встречается также лепная керамика, красновато-бурая, с заглаженной поверхностью. В рамках керамической традиции Кимхэ  появляются новые для местных культур формы: кубки на поддоне, полусферические чаши, котлы с перфорацией для варки на пару, горшки с зауженным дном, высокие подставки и чаши с ручками. Характерный декор: оттиски верёвки или корзины, выполненные с помощью керамической или деревянной колотушки. Выделяется погребальная керамика: серая, низкотемпературного обжига, с расширяющимся горлом и парой ручек. Традиция Кимхэ  послужила основой для керамики эпохи Трёх царств, особенно она сильна в культуре Силла; оказала влияние на Яёй культуру Японских  островов.

Лит.: Воробьев М. В. Древняя Корея. М., 1961; он же. Корея до второй трети VII в.: Этнос, общество, культура и окружающий мир. СПб., 1997; The Prehistory of Korea / Ed. Kim Jeong-hak. Honolulu, 1978; Kim Wonyong. Han’guk kogohak kaesŏl. Seoul, 1996.

С. А. Комиссаров.