Кинетическое искусство

КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО, кинетизм (от греческого ϰινητικός - приводящий в движение), направление в искусстве 20 века, в котором художественная форма создаётся посредством движения, реального или иллюзорного. Как самостоятельное направление сложилось в 1950-е годы. Ему предшествовали опыты работы с динамикой в футуризме (так называемые пластико-динамические комплексы Дж. Баллы и Ф. Деперо), дадаизме (ротационные спиральные диски и вариабильные инсталляции М. Дюшана; подвижные структуры Мэн Рея), в русском конструктивизме (складные конструкции А. М. Родченко, «Стоящая волна» Н. Габо, проект вращающейся башни «Памятника III Интернационала» В. Е. Татлина), в Баухаузе («Светопространственный модулятор» Л. Мохой-Надя). С начала 1930-х годов А. Колдер приступил к созданию мобилей - конструкций с лёгкими подвесными элементами, приводимыми в движение дуновениями воздуха. В 1955 в Париже в галерее Д. Рене состоялась 1-я выставка кинетического искусства под названием «Движение», на которой были представлены работы художников из разных стран: Я. Агама, В. Вазарели, также П. Бюри (Бельгия), Р. Якобсена (Дания), Ж. Тенгели (Швейцария), Х. Р. Сото (Венесуэла).

Реклама

Кинетическое искусствоВо 2-й половине 1950-х годов в разных странах создаются объединения (часто интернациональные) художников-кинетистов: «Zero» (Дюссельдорф, 1957), «Gruppo N» (Падуя, 1959), «Gruppo Т» (Милан, 1959), NUL (Нидерланды, 1960), GRAV («Groupe de Recherche d’Art Visuel», Париж, 1960). В СССР в 1964 образовалась ассоциация «Движение» во главе с Л. В. Нусбергом (среди участников - В. П. Акулинин, Р. И. Заневская-Сапгир, Ф. Инфантэ-Арана, В. Ф. Колейчук). В ноябре 1967 года эта группа выполнила праздничное оформление Ленинграда в честь 50-летия Октябрьской революции 1917 года.

Художники кинетического искусства стремились преодолеть статичность замкнутого в себе станкового произведения, вовлечь зрителя в игру изменчивых конфигураций. Способы динамизации формы были разными. В ряде произведений Я. Агама, К. Крус-Диеса, Х. Р. Сото, Х. Ле Парка форма меняется при движении зрителя; в других случаях (работы Агама, Сото, английский художницы Л. Кларк) свёрнутая форма раскрывается от прикосновения руки, а неподвижные элементы начинают вибрировать, колыхаться. Такие произведения нередко имеют вид «окружения» (энвайронмента), в котором зритель, передвигаясь, варьирует композицию, меняет соотношение её элементов. Греческий художник Такис добивался эффектной динамики с помощью магнитных полей, в которых зависали, взлетали, подпрыгивали металлические предметы. П. Бюри работал со скрытыми механизмами и магнитами, управлявшими медленным, как будто самостоятельным, движением объектов - шариков, плоских пластин, игл, обрезков проволоки. Среди кинетистов, применявших моторы, наибольшую известность получил Ж. Тенгели, чьи комические механизмы, собранные из металлолома и прочих отбросов, пародировали техническую цивилизацию. Н. Шёффер уже в начале 1960-х годов использовал в своих монументальных работах не только электромеханические устройства, но и компьютерное программирование. Перемещения световых лучей, их ритмичные вспышки, мелькания, скольжения по статичным формам легли в основу особого течения внутри кинетического искусства, весьма близкого оп-арту. Само направление оп-арт, с характерным для него иллюзорным движением форм, нередко рассматривалось как разновидность кинетического искусства.

Кинетическое искусствоРасцвет кинетического искусства приходится на 2-ю половину 1950-х - начало 1970-х годов. В дальнейшем это направление утрачивает авангардные позиции и частично сливается с другими разновидностями «искусства действия».

Лит.: Selz Р. Directions in kinetic sculpture. (Cat.). Berk., 1966; Kunst - Licht - Kunst. (Kat.). Eindhoven, 1966; Compton М. Optical and kinetic art. L., 1967; Popper F. Naissance de l’art cinétique. Р., 1967; idem. Origins and development of kinetic art. L., 1968; idem. Art, action and participation. N. Y., 1975; idem. Die kinetische Kunst: Licht und Bewegung. Unweltkunst und Aktion. Кöln, 1975; idem. Art of the electronic age. N. Y., 1993; Art cinétique à Paris. Lumière et mouvement. (Cat.). Р., 1967; Brett G. Kinetic art. L., 1968; Kinetics. (Cat.). L., 1970; Kinetic art: theory and practice / Ed. F. Malina. N. Y., 1974; Колейчук В. Ф. Кинетизм. М., 1994.

В. А. Крючкова.