Кино Филипп

КИНО (Quinault) Филипп (4.6.1635, Париж - 26.11.1688, там же), французский поэт, драматург и либреттист. Член Французской академии (1670). Сын булочника. Воспитывался поэтом Т. Л’Эрмитом. Дебютировал трагикомедией «Соперницы» («Rivales», 1653). Творчество Кино отразило влияние классицизма и прециозности: трагедии «Смерть Кира» («Mort de Cyrus», 1659), «Астрат» («Astrate», 1665) и др.; комедии «Влюблённый призрак» («Le Fantôme amoureux», 1659), «Матькокетка» («Мère coquette», 1665) и др. В 1668-87 сотрудничал с Ж. Б. Люлли, написал либретто его опер «Празднества Амура и Вакха» («Fêtes de l’Amour et de Bacchus», 1672), «Кадм и Гермиона» («Cadmus et Hermione», 1673), «Teзей» («Théséе», 1675), «Роланд» («Roland», 1685), «Армида» («Armide», 1686), а также балетов «Триумф Амура» («Triomphe de l’Amour», 1681), «Храм мира» («Temple de la paix», 1685) и др. Способствовал формированию музыкальной  трагедии как одного из основных жанров национальной оперы. Сюжеты оперных текстов черпал в «Метаморфозах» Овидия, трагедиях Еврипида, поэмах «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто. В 1687 году отошёл от театра и светской жизни, обратился к религии; в конце жизни сочинял поэму «Побеждённая ересь» («Нérésie détruite», не закончена). Н. Буало высмеивал поэтический стиль Кино за обилие «общих мест», неправдоподобие рассказанных историй и слащавый стиль. Экспрессия и эффектная театральность либретто Кино привлекали внимание многих композиторов 18 - начала 19 века (И. К. Баха, К. В. Глюка, Ф. Ж. Госсека, Дж. Паизиелло, Н. Пиччинни, Ф.А. Филидора и др.).

Соч.: Théâtre. Gen., 1970.

Лит.: Gros É. Р. Quinault, sa vie et son œuvre. 2 éd. Gen., 1970; Norman В. Touched by the graces: the libretti of Р. Quinault in the context of French classicism. Birmingham, 2001; Brooks W. Bibliographie critique du théâtre de Quinault. Р., 1988.

А. Г.