Кипчаки

КИПЧАКИ (кыпчаки), группа тюркских племён. Ядро кипчаков сформировалось в Северной Монголии и Южной Сибири в 8 веке. Их предками, по-видимому, были «шесть племён сиров», упоминаемые в древнетюркских рунических надписях из Северной Монголии (720-е годы - 735). В рунической эпитафии из Могон-Шине-Усу (760) эти племена уже названы «кыбчак». К тому же времени восходит упоминание кипчаков в списке тюркских племён у Ибн Хордадбеха. В 9 веке кипчаки вошли в Кимакский каганат. С ослаблением верховной власти кимакских каганов в конце 10 - начале 11 века главенство в племенном союзе перешло к кипчакам. Под влиянием изменившихся природных условий (начало засушливого периода) кипчаки с частью кимаков, вытесняя на запад огузов, овладели землями от Сырдарьи и Приаралья до рек Итиль (Волга) и Дон. В 1055 году они достигли южных пределов Киевской Руси, присоединив оставшуюся на своих прежних землях часть печенегов (баджнак) и огузов (торки), а также оседлое аланское население Подонья (ясы). В 11 веке название «кипчаки» распространяется на всех кочевников степей между Иртышом и Днепром, а их страна называется «Кипчакская степь» (Дешт-и-Кипчак). В продвижении кипчаков на запад участвовала группировка кунов и каи, вытесненных из Восточной Монголии киданями, к которым в Джунгарии присоединились шары/сары (буквально - жёлтые, половые) и басмылы, династийный род которых - Ашина (Асень) - был главенствующим в Тюркском каганате.

Реклама

Этот племенной союз попытался прорваться в Семиречье, но потерпел поражение от Караханидов и, продвигаясь на запад по традиционному северному маршруту степных миграций, между Приаральем и Южным Уралом присоединил кочевавших там с 9 века команов (куманов) и вошёл в объединение кипчаков, составив его западный авангард. Кочуя между Днепром и Дунаем, куныкуманы оставили заметный след в истории Венгрии и Болгарии (из них вышла династия Асеней - основателей Второго Болгарского царства). Племенное название «шары» (в славянском переводе - половцы/плавцы) стало обозначать на Руси кипчаков.

Кипчаки Восточного Дешт-и-Кипчака занимали земли между рекой Иртыш на востоке и Волго-Уральским междуречьем на западе, река Тобол на севере и озеро Балхаш на юге, а также по среднему течению Сырдарьи (с городами Сыгнак и Джент). По арабским и персидским источникам 13-14 века, насчитывалось 16 крупных племён  восточных кипчаков. К началу 12 века к ним примкнули переселившиеся из Внутренней Монголии и Юго-Западной Маньчжурии ольберы (ольберли, ильберли) и канглы. Канглы в 12 веке сместились из Зауралья к нижнему течению Сырдарьи. Ольберы заняли высокое положение в иерархии  восточных и западных кипчакских племён; из них выдвинулось несколько ханов «диких половцев» - одной из восточнополовецких групп, наиболее враждебной киевским Рюриковичам. В 1130-е годы обозначился раскол племён Восточного Дешти-Кипчака на приаральскую и сыгнакскую (сырдарьинскую) группу. Кипчаки были связаны династическими узами с хорезмшахами. Их ополчение составляло основу военной мощи Хорезма.

В 12 веке окончательно формируются 5 основных территориальных групп кипчаков: а) алтаесибирская; б) приуральско-казахстанская (включая итильяикскую подгруппу); в) подонская (включая предкавказскую и закавказскую подгруппы); г) дунайская (включая балканскую подгруппу); д) днепровская (включая крымскую подгруппу). Отдельные группы кипчаков известны также в Фергане и Восточном Туркестане, где они сохраняли свою самобытность до 19 века (когда большая часть  их была уничтожена кокандским Худояр-ханом).

В ходе монгольских завоеваний 13 века главенствующие роды кипчаков были истреблены. Лишь часть кипчаков во главе с ханом Котяном укрылась от монголов в Венгрии и на Балканах. Кипчакские племена, часто перенимавшие монгольские названия, расселились по всей территории Монгольской империи, включая Северный Китай. Однако кипчаки остались основным населением Дешт-и-Кипчака, составившего основную часть Улуса Джучи (впоследствии Золотая Орда). Этноязыковое наследие кипчаков стало основой при формировании многих современных тюркских народов, прежде всего казахов, каракалпаков и ногайцев. Этнические группы с этнонимом кыпчак/кипшак и связанной с ним генеалогической традицией сохраняются в составе алтайцев, киргизов, теленгитов, кумандинцев, узбеков, туркмен и др.

Культура, социальное и политическое устройство кипчаков типичны для скотоводов-кочевников евразийских степей. Согласно русским летописям, во главе крупных объединений кипчаков стояли «великие князья» - великие ханы (кан): Боняк, Тугоркан, Шарукан, Осень (Асень), Кончак и др. Главы племён (ханы) названы «князьями», «лепшими князьями». Главными их обязанностями были выбор маршрутов кочевания и распределение пастбищных территорий, налаживание отношений с кочевьями («вежа», кош) соседних племён. Оседлые жители контролируемых кипчаками территорий платили дань в обмен на защиту. Ниже ханов по рангу стояли «лепшие мужи половецкие», возможно, главы родов и кочевий. Особое положение занимали «кмети», то есть дружинники ханов, и «кмети молодые», то есть младшая дружина. Рядовые воины отнесены к «челядинцам». Для решения общих дел ханы и их дружинники собирались на «съезды» (курултаи). Так, в 1103 году подобный «съезд» принимал решение о войне с Владимиром Мономахом. Нередко ханы заключали брачные, политический и военный союзы с оседлыми соседями (хорезмийцами, венграми, русскими князьями), участвовали в войнах соседних государств и княжеств как союзники или наёмники. Юноши из кипчаков особенно ценились на невольничьих рынках Средней Азии, Ирака и Крыма, из них формировали гвардию и лучшие воинские части (смотри, например, Мамлюки). В 12 веке часть половцев и кунов-команов приняла христианство. В начале 14 века часть евангельских текстов была переведена с латыни на кыпчакский язык («Codex Cumanicus»). В Золотой Орде при хане Узбеке (1313-1342) был введён ислам.

Лит.: Кумеков Б. Е. Государство кимаков IX-XI вв. по арабским источникам. А.-А., 1972; Ахинжанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. А.-А., 1989; Golden Р. В. Nomads and their neighbours in the Russian Steppe: Turks, Khazars and Qipchaqs. Aidershot а. о., 2003; Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. 2-е изд. СПб., 2004.

С. Г. Кляшторный.