Киприан Карфагенский

КИПРИАН КАРФАГЕНСКИЙ, Фасций Цецилий Киприан (Thascius Caecilius Сурrianus) (около 200-210, вероятно, Карфаген, Северная Африка - 14.9.258, там же), священномученик, епископ Карфагена, отец Церкви.

Киприан КарфагенскийИз богатой и знатной языческой семьи; получив классическое образование, преподавал в Карфагене риторику, стал знаменитым оратором. После обращения в христианство и крещения в 246 году раздал своё имущество бедным и принял обет целомудрия. В 247 году рукоположен в пресвитеры. Благочестие, высокие нравственные требования к себе и окружающим, ревностное изучение Священного Писания снискали Киприану Карфагенскому уважение среди карфагенских христиан, и в конце 248 или в начале 249 года он был рукоположен в епископы Карфагена. В 250 году во время гонений на христиан при императоре Деции Киприан Карфагенский скрылся от преследования властей, но продолжал руководить карфагенской Церковью. Удаление епископа вызвало недовольство у части клира, в результате чего произошёл раскол, который возглавили пресвитер Новат и мирянин Фелициссим, которого Новат самовольно поставил диаконом. После прекращения гонений весной 251 года Киприан Карфагенский, вернувшись в Карфаген, отлучил от Церкви Фелициссима и его сторонников (Новат к тому времени перебрался в Рим). Карфагенский церковный собор 251 подтвердил правильность действий Киприана Карфагенского и одобрил отлучение раскольников. Собор постановил также, что отпавшие от христианства во время гонений (lapsi) не должны быть лишены возможности покаяния и примирения с Церковью; были установлены правила приёма падших. Ввиду новых гонений в 252 году Киприан Карфагенский созвал в Карфагене собор, постановивший принять в лоно Церкви всех отпавших. Во время разразившейся в Карфагене эпидемии чумы, которая послужила язычникам поводом для обвинений христиан и новых гонений на них, Киприан Карфагенский побуждал единоверцев помогать больным и семьям умерших, что значительно смягчило отношение языческого населения к христианам. В 255-256 годах в Карфагене под председательством Киприана Карфагенского прошёл ряд церковных соборов по вопросу о перекрещивании еретиков, возвращающихся в лоно Церкви. По этому поводу Киприан Карфагенский вступил в спор с епископом Римским Стефаном I, считавшим, что принимать еретиков следует не через перекрещивание, а через возложение рук. 30.8.257 во время новых гонений на христиан, начатых императором Валерианом, Киприан Карфагенский арестован, допрошен и отправлен в ссылку в г. Кирубис. В августе 258 года он был возвращён в Карфаген и заключён под домашний арест. После решительного отказа принести жертвы языческим богам Киприан Карфагенский был публично обезглавлен, став первым африканским епископом-мучеником, почитание которого распространилось по всему христианскому миру.

Реклама

Богословско-литературное творчество Киприана Карфагенского непосредственно связано с его церковной деятельностью. Будучи пастырем, он обращался более к практическому духовному руководству, нежели к умозрительному богословию: все его сочинения написаны по особым поводам и служили практическим интересам. Киприану Карфагенскому принадлежат 13 трактатов, главные из которых - «Три книги свидетельств против иудеев», «О падших», «О единстве Церкви», «О молитве Господней», «О ревности и зависти». Кроме того, сохранилось ценное собрание из 65 писем Киприана Карфагенского, посвящённых различным богословским и церковно-дисциплинарным вопросам. В период поздней античности и в средние века Киприан Карфагенский был на Западе одним из главных церковных авторитетов.

День памяти Киприана Карфагенского по календарю Русской православной церкви - 31 августа (13 сентября), по календарю Римско-католической церкви - 14 и 16 сентября. Сохранилось древнее Житие Киприана Карфагенского, написанное его другом и сподвижником диаконом Понтием.

Соч.: Migne PL. Т. 4-5; Corpus Christianorum. Ser. Latina. Vol. 3; Творения. М., 1999.

Лит.: Hinchcliff Р. Cyprian of Carthage and the unity of the Christian Church. L., 1974; Sage М.М. Cyprian. Camb., 1975; Groves С. V. Cyprian of Carthage: his understanding of religious leadership in the controversy with the Lapsed. Chi., 1985; Seagraves R. Pascentes cum disciplina. А lexical study of the clergy in the Cyprianic correspondence. Fribourg, 1993; Фокин А. Р. Латинская патрология. М., 2005. Т. 1. С. 160-206.

А. Р. Фокин.