Киреевский Иван Васильевич

Киреевский Иван ВасильевичКИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва - 11(23).6.1856, Санкт-Петербург; похоронен в Оптиной пустыни], русский философ, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (смотри Славянофилы). Дворянин.

Брат П. В. Киреевского. В 1822-24 годах брал частные уроки у профессоров Московского университета. В 1824-28 на службе в Московском архиве Коллегии иностранных дел, где вместе с А. И. Кошелевым организовал общество любомудров. В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 века и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского», периода. В 1830 в Берлинском и Мюнхенском университетах слушал лекции Ф. Шлейермахера, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга. В 1832 предпринял издание журнала «наук и словесности» «Европеец» (переиздан - в 1989), привлёк к нему лучшие литературные силы (в том числе А. С. Пушкина). Журнал был запрещён после выхода второго номера, в частности за статью Киреевского «Девятнадцатый век», в которой император Николай I усмотрел пропаганду конституции. В 1834 женился на Н. П. Арбеневой, под влиянием которой произошло его обращение к православию. Подолгу живя в родовом имении в селе Долбино Лихвинского уезда Калужской губернии, Киреевский сблизился со старцами Оптиной пустыни, участвовал в издании житий отцов Церкви. Основные опубликованные сочинения: «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (в «Московском сборнике», 1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, Киреевский противопоставил ей традиции Платона и восточнохристианские «умозрения» (восточные патристики), из которых, по Киреевскому, и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её - духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача - мысленное развитие «отношения веры к современной образованности» (Киреевский И. В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 322). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил Киреевский видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в рационалистической философии Нового времени. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по Киреевскому, переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждал Киреевский, и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он усматривал в характере древнерусской общественной жизни и быта.

Соч.: Полн. собр. соч. М., 1911. Т. 1-2; Избр. статьи. М., 1984; Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полн. собр. соч. / Сост. А. Ф. Малышевский. Калуга, 2006. Т. 1-3.

Лит.: Лясковский В. Н. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899; Лушников А. Г. И. В. Киреевский. Казань, 1918; Мüller Е. Russischer Intellekt in europäischer Krise. Ivan V. Kireevskij. Кöln, 1966 (Bibi.); Goerdt W. Vergöttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophie von I. V. Kireevskij. Wiesbaden, 1968; Gleason А. European and Muscovite. I. Kireevsky and the origins of Slavophilism. Camb. (Mass.), 1972; Rouleau F. I. Kireievski et la naissance du slavophilisme. Namur, 1990; Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. Хомяков и И. Киреевский. М., 1995; Еремеев А. Э. И. В. Киреевский. Литературные и философско-эстетические искания (1820-1830). Омск, 1996; Каменский 3. А. Философия славянофилов. И. Киреевский и А. Хомяков. СПб., 2003; Антонов К. М. Философия И. В. Киреевского: антропологический аспект. М., 2006; Василий (Саяпин, иеромонах). И. В. Киреевский: возвращение к истокам. М., 2006; Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полн. собр. соч. / Сост. А. Ф. Малышевский. Калуга. 2006. Т. 4: Материалы к биографиям. Восприятие и оценка личности и творчества; И. Киреевский: духовный путь в русской мысли XIX-XX вв. М., 2007.

Ю. Н. Попов.

Связанные статьи