Кирхер Афанасий
КИРХЕР (Kircher) Афанасий (2.5.1601 или 1602, Гайза, близ Фульды - 27.11.1680, Рим), немецкий учёный-энциклопедист и изобретатель. Прошёл полный курс образования в иезуитских учебных заведениях (Фульда, Майнц, Падерборн, Кёльн, Кобленц, Хайлигенштадт). В 1618 принят в иезуитский орден, в 1628 рукоположен в священники. Преподавал этику, математику, еврейский и сирийский языки в коллегии Вюрцбурга (1629), после захвата города шведскими войсками бежал в Лион (1631). С 1632 года преподавал в коллегии Авиньона, где организовал астрономическую обсерваторию; под влиянием Н. К. Ф. де Пейреска обратился к изучению древнеегипетской культуры. С 1634 в Риме, профессор математики, физики и восточных языков в Римской коллегии (освобождённый в 1645 году от преподавательских обязанностей, смог полностью отдаться научным занятиям). Во время путешествия по Южной Италии, Сицилии и Мальте в 1637-38 (в качестве исповедника обращённого в католичество ландграфа Фридриха Гессенского) исследовал кратер Везувия; по утверждению Кирхера, на Сицилии им был обнаружен древнейший сохранившийся музыкальный текст - фрагмент первой пифийской оды Пиндара. Около 1638 начал собирать частную коллекцию, на основе которой в 1650-е годы возник знаменитый музей Римской коллегии (Museum Kircherianum), постоянно пополнявшийся археологическими находками (в том числе египетскими обелисками), механическими устройствами, сконструированными Кирхером (фонтаны, механические часы, катоптрический театр, «говорящая статуя»), и др. Исследуя во время эпидемии чумы в Риме в 1656 году кровь больных под микроскопом, пришёл к выводу, что причиной болезни являются микроорганизмы («маленькие черви»). Работая над историко-географическим путеводителем по окрестностям Рима («Лаций», 1671), обнаружил в 1661 развалины церкви, построенной в Менторелле на месте обращения святого Евстахия; возвёл здесь на собственные средства марианское святилище (Santuario della Mentorelia), где провёл в уединении последние годы жизни. Кирхер вёл интенсивную научную переписку с иезуитскими миссионерами в Азии, Африке и Южной Америке; полученные сведения он широко использовал в своих трудах, наряду с некритической компиляцией текстов авторитетных учёных древности и недавнего прошлого.
Реклама
Труды Кирхера (свыше 30 обширных, богато иллюстрированных изданий на латинском языке) охватывают практически все актуальные в его время сферы знания: математику, физику, химию, астрономию, геологию, географию, биологию, медицину, археологию, библейскую историю, языкознание, музыку. В качестве фундаментального принципа мироздания Кирхер рассматривал «магнетизм», с помощью которого Бог - своего рода центральный магнит Вселенной - управляет всеми процессами сотворённого им мира (трактаты «Магниты, или О магнетическом искусстве» - «Magnes, sive De arte magnetica», 1641; «Большое искусство познания» - «Ars magna sciendi», 1669, и др.). «Магнетизм» (Кирхер впервые ввёл понятие электромагнетизма), обусловливающий единство всех биполярных структур, лежит в основе любых разновидностей притяжения и отталкивания («симпатии» и «антипатии»), широкого спектра биологических процессов (роста растений и живых организмов, воздействия лекарств и т.п.) и общей гармонии мира, запечатлённой в числовых соотношениях («число есть правило и норма всего»). Критикуя представление английского физика У. Гилберта о Земле как большом магните и гелиоцентризм И. Кеплера, Кирхер защищал систему Тихо Браге, утверждая, что силы земного магнетизма (в том числе гравитация) во взаимодействии с небесными магнитными полями прочно удерживают Землю в центре Вселенной.
Идея воздействия на расстоянии вдохновляла Кирхера в разных областях его научных изысканий. Оптическим эффектам посвящён трактат «Большое искусство света и тени» («Ars magna lucis et umbrae», 1646; содержит изображение и описание «волшебного фонаря»). Центральная тема многоаспектного свода сведений о музыке «Универсальная музургия» («Musurgia universalis, sive Ars magna consoni et dissoni», vol. 1-2, 1650) - воздействие музыки на человека и возможность с её помощью управлять людьми (в том числе в целях обращения их в христианскую веру). Механизм этого воздействия Кирхер изобразил как обычный акустический резонанс, разделив музыкальные аффекты на 4 группы в соответствии с учением о темпераментах. Терминологический аппарат «Универсальной музургии» (теория аффектов и музыкальных стилей) широко использовался в музыкальной науке вплоть до середины 18 века. Кирхер изобрёл «музургический сундук» - устройство, с помощью которого несведущий в музыке человек мог сочинять 4-голосные композиции из готовых элементов.
Прижизненную славу Кирхеру принесли его сочинения по «расшифровке» древнеегипетских иероглифов (трёхтомный итоговый труд «Эдип Египетский» - «Oedipus Ægyptiacus», 1652-54), которые в русле ренессансной традиции он истолковывал как символы, содержащие христианские истины о Боге. Содействовал установке в Риме новых обелисков, для которых составлял начертания. Считая египетский язык родным для Адама и Евы, верил в единое египетское происхождение всех культур и религий, отождествлял Гермеса Трисмегиста с Моисеем, в трактате «Китай, представленный светскими и священными памятниками...» («China monumentis, qua sacris qua profanis ... illustrata», 1667) возводил происхождение китайцев к сыновьям Хама, а китайские иероглифы рассматривал как искажённые египетские.
Соч.: Ars magnesia. Herbipoli, 1631; Prodromus Coptus sive Aegyptiacus. Roma, 1636; Itinerarium extaticum. Roma, 1656; Scrutinium physico-medicum contagiosae Luis, quae pestis dicitur. Roma, 1658; Mundus subterraneus. Amst., 1665. Vol. 1-2; Latium, id est Nova et parallele Latii tum veteris tum novi descriptio. Amst., 1671; Phonurgia nova. Campidonae, 1673; Area Noë. Amst., 1675; Turris Babel. Amst., 1679.
Лит.: Scharlau U. А. Kircher als Musikschrift-steller. Ein Beitrag zur Musikanschauung des Barock. Marburg, 1969; Reilly Р. С. А. Kircher. А master of а hundred arts. Wiesbaden, 1974; Godwin J. А. Kircher: а Renaissance man and the quest for knowledge. L., 1979; А. Kircher und seine Beziehungen zum gelehrten Europa seiner Zeit / Hrsg. J. Е. Fletcher. Wiesbaden, 1988; Leinkauf Th. Mundus combinatus. Studien zur Struktur der barocken Universalwissenschaft am Beispiel А. Kirchers. В., 1993; Насонов Р.А. Музыкальная жизнь Рима середины XVII в. сквозь призму теоретического трактата // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., 1999; он же. Thema & Subiectum (Основополагающие понятия музыкальной поэтики раннего Барокко в трактате А. Кирхера «Универсальная музургия») // Памяти Р. И. Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания. М., 2008. Вып. 1; The great art of knowing. The Barock encyclopedia of А. Kircher / Ed. D. Stolzenberg. Stanford, 2001; А. Kircher. The last man who knew everything / Ed. Р. Findlen. N. Y., 2004.
Р. А. Насонов.