Кирнбергер Иоганн Фи­липп

КИРНБЕРГЕР (Kirnberger) Иоганн Филипп (крещён 24.4.1721, Зальфельд, Тюрингия - 26 или 27.7.1783, Берлин), немецкий музыкальный теоретик и композитор. Представитель берлинской школы. Игре на органе обучался у И. П. Кельнера и Г. Н. Гербера (1738-39), контрапункту - у И. С. Баха в Лейпциге (1739-41). С 1741 года служил при дворах польских аристократов, был также капельмейстером монастыря бенедиктинок в Ройш-Лемберге. С 1751 скрипач королевской капеллы в Берлине, с 1754 учитель композиции и придворный капельмейстер принцессы Анны Амалии Прусской, для которой собрал богатую нотную библиотеку. Педагогические принципы Кирнбергера сформировались под воздействием Баха (некоторые сочинения Баха известны только благодаря копиям, выполненным Кирнбергером), в эстетических суждениях сказалось также влияние аффектов теории. Исторический компромисс между учением о гармонии Ж. Ф. Рамо и практикой генерал-баса лёг в основу наиболее известного труда Кирнбергера - трактата «Искусство правильной музыкальной композиции» («Die Kunst des reinen Satzes in der Musik», Bd 1-2, 1771-79), где нормы композиции позднего барокко выводятся из правил гармонии и контрапункта (их Кирнбергер иллюстрирует многочисленными примерами, в том числе из музыки Баха); распространённые в то время танцы привлекаются для характеристики темпа и типов ритмического движения, что делает излишними как словесные, так и численные указания скорости. Разрабатывая теорию строя музыкального, Кирнбергер исходил из практической задачи - создать простейшие способы настройки темперированного инструмента (смотри Темперация). Ранее(1760) Кирнбергер опубликовал метод настройки клавишных инструментов в равномерной темперации, которой, однако, отводил лишь вспомогательную роль, считая её неприемлемой в художественном отношении. Из трёх оригинальных темпераций Кирнбергера наибольшую известность получила третья (так называемая Кирнбергер-3), описанная в 1779: 4 квинты вверх от звука «до» сужаются каждая на 1/4 синтетической коммы, что даёт чисто звучащую большую терцию; остальные квинты акустически чистые (эта темперация ныне широко применяется в настройке клавишных инструментов для исполнения музыки 18 - начала 19 века). Трактат оказал влияние на теоретиков классической школы (Д. Г. Тюрк, Г. К. Кох и др.). Кирнбергер - автор статей о музыке в энциклопедии «Всеобщая теория изящных искусств» И. Г. Зульцера (тома 1-2, 1771-74; ряд статей для 2-го тома написаны его учеником И. А. П. Шульцем; 2-е издание, тома 1-4, 1792-99). Среди музыкальных сочинений - упражнения, сонаты, фуги и небольшие пьесы (с комментариями) для клавира и органа, а также оркестровые сюиты, трио-сонаты, песни и др.

Реклама

Соч.: Konstruktion der gleichschwebenden Temperatur. В., 1760; Die Kunst des reinen Satzes in der Musik... В., 1771-1779. Bd 1-2. Hildesheim, 1968; Grundsätze des General-Basses als erste Linien zur Komposition. В., 1781; Gedanken über die verschiedenen Lehrarten in der Komposition als Vorbereitung zur Fugenkentniss. В., 1782.

Лит.: Benary Р. Die deutschen Kompositionslehre des 18. Jahrhunderts. 2. Aufl. Lpz., 1961; Engelhardt R. Untersuchungen über Einflüsse J. S. Bachs auf das theoretische und praktische Wirken seines Schülers J. Ph. Kirnberger. S. 1., 1974; Aldrich Р. Rhythmic harmony as taught byj. Ph. Kirnberger//Studies in 18th-century music. 2nd ed. N. Y., 1979; Документы жизни и деятельности И. С. Баха. М., 1980; Wentz J. Les indications de tempo de J. S. Bach à la lumière de «Die Kunst des reinen Satzes» de J. Ph. Kirnberger // Le mouvement en musique à l’époque baroque. Metz, 1996; Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX в. М., 2007. Ч. 2.